Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОКИ 141– 142* Тема: Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола

УРОКИ 141– 142*

 Тема: Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола

 

Тип уроков. Уроки обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться приёмами аудирования  (ознакомительного, выборочного); извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, группировать.

М/к: осуществлять взаимодействие в группе, формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию, координировать с позициями партнёров в сотрудничестве.

6ЛР: выявлять и анализировать морфологические признаки глагола.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

Письмо по памяти:

– Это дом или печь?

– Это доменная печь!

– Что умеет эта печь?

– Из руды железо печь. (Е. Гай)

– Сверьте свою запись (представлена на слайде с помощью компьютера). Обозначьте орфограммы.

– Что представляет собой это стихотворение? (Диалог.) Объясните знаки препинания.

– Какой частью речи является слово печь в первом и последнем предложении? Докажите.

– Подберите к нему однокоренные слова разных частей речи. (Печка (сущ.), выпечь (гл.), печной (прил.).)

– Являются ли однокоренными слова дом и доменная? Почему? (Разные значения: дом – жилище; доменная печь (домна) – печь для выплавки чугуна из железной руды.)

 

Познавательные УУД:

 Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

ТОУУ

III. Словарно­

орфографическая работа.

 

– Запишите однокоренные глаголы. Обозначьте орфограммы.

Воображение, исчезновение, кипяток, обереги, печать, посвящение, пренебрежение, преподаватель, преследование, приобретение, присяга, расставание, расчёт.

 

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

 

– Назовите лишнее слово:

Треск, трескотня, трещать, трещотка.

– Докажите, что оно лишнее. (Глагол.)

– Что сближает глагол трещать с остальными словами? (Одно­коренные, обозначают действие.)

– А что отличает его от имён существительных?

– Сформулируйте тему и цели урока. (Повторить признаки глагола, выявить отличие глагола от других частей речи, вспомнить правила написания, узнать что­то новое и т.д.)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

V. Систематизация и углубление изученного о глаголе как части речи.

 

1. Работа по учебнику после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

Вопросы для повторения. Можно организовать игру­эстафету: не зачитывая вопросов, ученики «по цепочке» отвечают на них, в результате получится рассказ о глаголе.

2. Наблюдение над грамматическими признаками глаголов.

Организуется работа по упр. 533 и 534 в группах.

Ученики договариваются о порядке работы на основе заданий к упражнениям и представляют результаты своих наблюдений  «Что я знаю о глаголе» в любой удобной форме (создание слайда на компьютере, схемы на листе ватмана, карточек с заданиями по материалам упражнений и т.д.).

 3. Работа с текстом в рамке.

– Прочитайте определение глагола как части речи.

– Сколько частей в этом определении? Почему?

– Задайте вопросы к каждой части, ответьте на них (работа в парах).

– Составьте на основе определения таблицу, аналогичную таблице об имени существительном. (См. материал предметного диска – таблица «Глагол как часть речи» к п. 65).

 

 

Глагол как часть речи

 

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI.  Развитие учебно­языковых умений.

 

1. Игра «Определи значение».

– Послушайте отрывки из разных произведений и определите значение слова глагол (глаголь) в них:

а)     И обходя моря и земли,

         Глаголом жги сердца людей.

                                         (А.С. Пушкин)

 

б)     В старину учились дети –

         их учил церковный дьяк, –

         приходили на рассвете

         и твердили буквы так:

         А да Б как Аз да Буки,

         В – как Веди, Г – Глагол,

         И учитель для науки

         По субботам их порол.

                               (Н. Кончаловская)

 

в)     Кругом пустыня, дичь и голь…

         А в стороне торчит глаголь,

         И на глаголе там два тела.

         Висят.

                                (А.С. Пушкин)

Ключи: а) слово; б) название буквы Г; в) виселица.

2. Тренировочные упражнения с актуализацией изученного.

а) Упр. 535 – развивается умение определять лексическое значение глаголов и группировать их по общности лексического значения.

– Представьте на доске схему «Лексическое значение глагола» (по материалам домашнего задания). Приведите примеры.

Далее упражнение выполняется сначала с комментариями устно, затем самостоятельно письменно (можно по вариантам).

– Сколько групп у вас получилось? (Четыре группы: 1) движения, 2) звучания, 3) состояния, 4) мысли.)

– Как доказать, что общее грамматическое значение глагола «действие» и лексическое его значение «действие» не всегда совпадают? (Грамматическое значение «действие» выявляется с помощью вопроса, а лексическое  выражено в корне слова.)

б) Упр. 536 – развивается умение находить глаголы в тексте и группировать их по общности морфологического признака – времени, определять роль временных форм глагола в тексте.

в) Упр. 537 – развивается умение определять морфологические признаки глаголов. Упражнение выполняется в парах.

3. Слуховой диктант.

Выписать из текста глаголы, сгруппировав их по временам.

 

Умеют ли животные разговаривать?

Известно, что в сказках птицы и звери разговаривают. Так ли это?

Вот летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь. («Почемучка»)

 

– Какой глагол вы не выписали? Почему? (Разговаривать – это неопределённая форма глагола, у неё отсутствуют непостоянные признаки, в том числе и формы времени.)

Коллективная проверка с помощью слайда. Самооценка.

прош.вр.                        наст.вр.                 буд.вр.

каркнула                     умеют                услышит

заметила                   разговаривают            поднимется

оповестила              летят                                полетит

                                         каркают

– Какой признак вам помог быстро определить время глагола? (Суффикс ­л­ в глаголах прошедшего времени.)

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать  информацию из одной формы в другую (текст в схему).

3. Анализировать, сравнивать, группировать.

4. Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).

 

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

VII. Итог уроков.

 

– Прочитайте ключевые слова в конце темы урока.

– Сгруппируйте их, опираясь на определение глагола как части речи.

 

– Чему учились на уроке?

- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII.  Домашнее задание.

 

1. Составить рассказ о глаголе на основе таблицы, подобрать примеры.

2. Упр. 538.

 

 

 

[ Скачать с сервера (66.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.