Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка. | Письмо по памяти: – Это дом или печь? – Это доменная печь! – Что умеет эта печь? – Из руды железо печь. (Е. Гай) – Сверьте свою запись (представлена на слайде с помощью компьютера). Обозначьте орфограммы. – Что представляет собой это стихотворение? (Диалог.) Объясните знаки препинания. – Какой частью речи является слово печь в первом и последнем предложении? Докажите. – Подберите к нему однокоренные слова разных частей речи. (Печка (сущ.), выпечь (гл.), печной (прил.).) – Являются ли однокоренными слова дом и доменная? Почему? (Разные значения: дом – жилище; доменная печь (домна) – печь для выплавки чугуна из железной руды.) | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. ТОУУ |
III. Словарно орфографическая работа. | – Запишите однокоренные глаголы. Обозначьте орфограммы. Воображение, исчезновение, кипяток, обереги, печать, посвящение, пренебрежение, преподаватель, преследование, приобретение, присяга, расставание, расчёт. |
|
IV. Формулирование темы и целей урока. |
– Назовите лишнее слово: Треск, трескотня, трещать, трещотка. – Докажите, что оно лишнее. (Глагол.) – Что сближает глагол трещать с остальными словами? (Однокоренные, обозначают действие.) – А что отличает его от имён существительных? – Сформулируйте тему и цели урока. (Повторить признаки глагола, выявить отличие глагола от других частей речи, вспомнить правила написания, узнать чтото новое и т.д.) | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
V. Систематизация и углубление изученного о глаголе как части речи. | 1. Работа по учебнику после рубрики «Вспоминаем то, что знаем». Вопросы для повторения. Можно организовать игруэстафету: не зачитывая вопросов, ученики «по цепочке» отвечают на них, в результате получится рассказ о глаголе. 2. Наблюдение над грамматическими признаками глаголов. Организуется работа по упр. 533 и 534 в группах. Ученики договариваются о порядке работы на основе заданий к упражнениям и представляют результаты своих наблюдений «Что я знаю о глаголе» в любой удобной форме (создание слайда на компьютере, схемы на листе ватмана, карточек с заданиями по материалам упражнений и т.д.). 3. Работа с текстом в рамке. – Прочитайте определение глагола как части речи. – Сколько частей в этом определении? Почему? – Задайте вопросы к каждой части, ответьте на них (работа в парах). – Составьте на основе определения таблицу, аналогичную таблице об имени существительном. (См. материал предметного диска – таблица «Глагол как часть речи» к п. 65). Глагол как часть речи | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VI. Развитие учебноязыковых умений. | 1. Игра «Определи значение». – Послушайте отрывки из разных произведений и определите значение слова глагол (глаголь) в них: а) И обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С. Пушкин) б) В старину учились дети – их учил церковный дьяк, – приходили на рассвете и твердили буквы так: А да Б как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глагол, И учитель для науки По субботам их порол. (Н. Кончаловская) в) Кругом пустыня, дичь и голь… А в стороне торчит глаголь, И на глаголе там два тела. Висят. (А.С. Пушкин) Ключи: а) слово; б) название буквы Г; в) виселица. 2. Тренировочные упражнения с актуализацией изученного. а) Упр. 535 – развивается умение определять лексическое значение глаголов и группировать их по общности лексического значения. – Представьте на доске схему «Лексическое значение глагола» (по материалам домашнего задания). Приведите примеры. Далее упражнение выполняется сначала с комментариями устно, затем самостоятельно письменно (можно по вариантам). – Сколько групп у вас получилось? (Четыре группы: 1) движения, 2) звучания, 3) состояния, 4) мысли.) – Как доказать, что общее грамматическое значение глагола «действие» и лексическое его значение «действие» не всегда совпадают? (Грамматическое значение «действие» выявляется с помощью вопроса, а лексическое выражено в корне слова.) б) Упр. 536 – развивается умение находить глаголы в тексте и группировать их по общности морфологического признака – времени, определять роль временных форм глагола в тексте. в) Упр. 537 – развивается умение определять морфологические признаки глаголов. Упражнение выполняется в парах. 3. Слуховой диктант. Выписать из текста глаголы, сгруппировав их по временам. Умеют ли животные разговаривать? Известно, что в сказках птицы и звери разговаривают. Так ли это? Вот летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь. («Почемучка») – Какой глагол вы не выписали? Почему? (Разговаривать – это неопределённая форма глагола, у неё отсутствуют непостоянные признаки, в том числе и формы времени.) Коллективная проверка с помощью слайда. Самооценка. прош.вр. наст.вр. буд.вр. каркнула умеют услышит заметила разговаривают поднимется оповестила летят полетит каркают – Какой признак вам помог быстро определить время глагола? (Суффикс л в глаголах прошедшего времени.) | Познавательные УУД: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). 3. Анализировать, сравнивать, группировать. 4. Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).
Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
ТОУУ |
VII. Итог уроков. | – Прочитайте ключевые слова в конце темы урока. – Сгруппируйте их, опираясь на определение глагола как части речи.
– Чему учились на уроке? - Были ли трудности? Что было интересно на уроке? - Оцените свою работу на уроке. - По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Составить рассказ о глаголе на основе таблицы, подобрать примеры. 2. Упр. 538. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |