Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОКИ 128–129 Тема: Различение на письме приставок не­ и ни­ в отрицательных местоимениях­существительных.

УРОКИ 128–129

 Тема: Различение на письме приставок не­ и ни­ в отрицательных местоимениях­существительных.

 

Тип уроков. Уроки развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться навыками аудирования (ознакомительного, выборочного), преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, план).

М/к: строить связные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой, осуществлять взаимодействие в группе, корректировать результаты работы.

6/4ЛР: опознавать отрицательные местоимения­существительные в предложении и тексте, выявлять их морфологические признаки, правильно писать отрицательные местоимения и их формы (без предлога), отличать отрицательные местоимения от сходных (с приставкой не­) неопределённых местоимений.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

 

1. Мини­тест (выведен на слайде с помощью компьютера и раздаётся индивидуально каждому). (См. материал предметного диска – тест-экспресс по теме «Отрицательные местоимения-существительные»  к

п. 60.)

 

1) Отрицательные местоимения­существительные изменяются: 
а) по родам; б) по падежам; в) по числам; г) по лицам.

2) Отрицательные местоимения­существительные образуются: 
а) только с помощью приставки не­; б) с помощью приставки не­ и суффиксов ­то, ­либо, ­нибудь; в) только с помощью приставки ни­; г) с помощью приставок не­ и ни­.

3) Местоимение нечего не имеет: а) никаких падежных форм, кроме И.п.; б)  И.п. и В.п.; в) И.п.; г) падежных форм вообще.

4) К отрицательным относится местоимение: а) некто;

б) некого; в) кто­нибудь; г) кое­что.

5) Найдите «лишнее» слово: а) нечто; б) нечего; в) никто; г) ничто.

Самопроверка по ключам: 1) б; 2) г; 3) в; 4) б; 5) а.

2. Словарная работа.

Комментированный диктант: бульон, вестибюль, жонглёр, медальон, павильон, пансионат, почтальон, присяга, стадион, фойе, шампиньон.

– Какое из этих слов «лишнее»? Почему?

 

ТОУУ

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

III. Введение в тему и формулирование целей урока.

 

– Послушайте рифму­подсказку и назовите тему урока.

В отрицательном местоимении

Знай: под удареньем НЕ,

А НИ – без ударенья!

– Изобразите эту тему графически.

 

     

            Отриц. мест.

      /                               √   

 

    НЕ                           НИ

 

– Выучите рифму­«подсказку», используйте для запоминания схему (учитель повторяет её два раза, затем ученики несколько раз по цепочке). (См. материал предметного диска – рифму-подсказку для написания приставок не и ни в отрицательных местоимениях к  п. 60.)

– Назовите отрицательные местоимения­существительные из домашней работы (приведите их в составе словосочетаний).

– Сформулируйте цель урока. (Научиться писать отрицательные местоимения с приставками не­ и ни­ и правильно употреблять в речи.)

 

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

 

 

IV. Развитие орфографических, учебно­языковых и речевых умений.

 

1. Тренировочные упражнения.

а) Упр. 505 – развивается умение писать отрицательные местоимения с приставками не­ и ни­, а также слова с другими видами орфограмм (в том числе не с глаголами), графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется в парах с последующей проверкой.

б) Предупредительный диктант.

Работа по группам.

 

 

Записать предложения под диктовку. Объяснить написание слов с не и ни.

В группе по очереди ученики объясняют слова перед написанием.

1) Никто ему на это ничего не ответил.

2) На наш стук никто не отозвался.

3) Я никого здесь не знаю.

4) В поисках слов нельзя пренебрегать ничем.

5) Пустые речи и слушать нечего.

Обмен тетрадями между группами (передают одну тетрадь другой группе).

в) Выборочный распределительный диктант.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Учитель диктует слова, ученики опознают на слух отрицательные местоимения, записывают их в разные столбцы (с приставкой не­ и с приставкой ни­).

1) Худо тому, кто не делает добра никому.

2) Упрямого ничем не убедишь.

3) Дело было вечером, делать было нечего.

4) Где никто не ссорится, там и дело спорится.

5) Нечем и хвалиться, как всё из рук вали,тся.

6) Мы ничему не удивлялись.

7) Нечему тут удивляться.

Сверяют после записи с доской (представлены на слайде или записаны на закрывающихся крыльях доски).

 

2. Диктант с подготовкой.

Упр. 506 – развиваются умения устной (воспринимать текст на слух) и письменной речи: писать слова с разными орфограммами, находить местоимения­существительные в тексте и определять их разряд.

Самостоятельное составление плана работы:

1. Чтение текста.

а) Объяснение орфограмм на месте скобок и пропусков букв.

б) Объяснение пунктограмм.

2. Запись текста под диктовку.

а) Графическое обозначение условий выбора орфограмм.

б) Составление схем первого и третьего предложений.

в) Определение разрядов местоимений.

3. Проверка по учебнику или взаимопроверка.

Учитель выборочно может проверить работу на оценку.

 

3. ТСР, проверочная работа № 13, А (кроме 10 и 12); Б (кроме 10).

Вариант А или Б учащиеся выбирают самостоятельно.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, вести самостоятельный поиск информации.

 

 

3. Извлекать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую (план, схему).

4. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

ТОУУ

 

Коммуникативные УУД

1. Работать в парах, группах, строить совместное обсуждение (задавать вопросы, вырабатывать решения).

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), корректировать его.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

V. Итог урока.

 

– Вспомните схему, вводящую в тему урока.

– Дополните её схемами неопределённых местоимений, которые повторяли на уроке.

 


кое­,            ­то,   ­нибудь.

– Запишите рядом со схемами по одному примеру.

 

 

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

ТОУУ

 

VI. Домашнее задание.

 

 

1. Записать правило в виде схемы.

2. Упр. 507.

 

 

 

[ Скачать с сервера (60.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.