Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
6 класс

УРОК 9 Тема: Понятие «часть речи»

УРОК 9

 Тема:   Понятие «часть речи»

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения в заданной последовательности.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

 и осуществлять взаимный контроль, слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в научно-

 учебном стиле.

 Предметные:

6ЛР: осознавать понятие «часть речи» в совокупности его отличительных признаков, опознавать разные части речи по их

основным признакам, различать части речи в тексте.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Словарный диктант.

 

Непреодолимое препятствие, прекратить непрерывные пререкания, претворить мечту в действительность, пренеприятное предложение, камень преткновения, выполнить беспрекословно, присутствовать на собрании.

– Назовите основной вид орфограммы в словарном диктанте.

Взаимопроверка. Сверка с образцом (представлен на слайде).

 

Познавательные УУД

 1. Анализировать, сравнивать, корректировать, делать выводы.

 

 

ТОУУ

 

III. Введение в тему урока с актуализацией изученного.

1. Учитель сообщает тему урока.

Ключевое слово темы «часть речи» записывается в центре доски. Далее используется приём «ассоциация»: ученики называют слова, которые вызывает эта тема (учитель или два ученика фиксируют их на доске).

Проверка ассоциативного ряда темы с помощью вопросов рубрики

«Вспоминаем то, что знаем».

2. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям для повторения.

– Как вы поняли задание «проанализируй систему вопросов»?

– В чём смысл этого задания?

– Сравните понятия, о которых говорится в вопросах, с теми, которые вы вспомнили, когда услышали тему урока.

– Правильно ли вы поняли тему?

– А что нового предстоит узнать? (Что такое часть речи.)

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать задачи урока.

 

 

IV. Работа над определением обобщённого понятия «часть речи».

 

 

1. Чтение определения в рамке.

Методическая рекомендация.

В начальной школе и 5-м классе учащиеся осваивали конкретные части речи, выделяли их отличительные признаки. В 6-м классе вводится обобщённое понятие, когда на основе частных признаков формируется общая схема, алгоритм анализа всех самостоятельных частей речи. Это обобщённое понятие позволит выйти на высокий уровень абстрагирования, что будет способствовать развитию логического мышления как базового для формирования познавательных УУД.

– Знакомы ли вам признаки, которые называются в определении?

– Сколько этих признаков? (Три.)

– В чём сходство этого определения с определением существительного, глагола?

– Чем понятие «часть речи» отличается от понятия «имя существительное», «имя прилагательное» и т.д.?

– Для чего нужно это общее понятие? (Все части речи, в том числе

и новые, будут иметь грамматическое значение, морфологические

признаки, являться определённым членом предложения и изучаться в такой последовательности).

 

 

2. Чтение и анализ текста об учёном-лингвисте В.В. Виноградове.

Упр. 51 выполняется по заданию устно.

– Какую классификацию частей речи предложил В.В. Виноградов?

– А какая известна вам? Что нового о частях речи вам ещё предстоит узнать?

Одновременно два-три ученика выполняют по указанию учителя

разбор одного и того же слова (слов), чтобы результаты можно было

сравнить.

 

Оцените себя по алгоритму самооценки.

 

 

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Устанавливать родовидовые отношения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

V. Развитие и совершенствование учебно-языковых и речевых умений.

 

 

Эту часть урока можно провести в виде практикума по группам

сменного состава.

Упр. 52 – в группах (по 4–5 человек) записывают все 5 частей речи с недостающими признаками.

Проверка коллективная (1-й пример – от одной группы, 2-й – от другой и т.д.).

Упр. 53 – выполняется по рядам: 1-й ряд подбирает слова к схемам

имён существительных, 2-й – прилагательных, 3-й – глаголов. Затем

от каждого ряда по одному ученику пишут на доске схемы, а остальные приводят примеры, которые они подобрали, работая в группах.

Упр. 54 – в группах (по четыре-пять человек) на время (2–3 мин.).

Группе присваивается номер (1, 2...) и выполняется соответствующее номеру задание (1, 2...). Затем от каждой группы на листочке представляется результат работы по форме:

 

существительное    прилагательное    глагол     наречие

 …                                   …                           …             …

 

 

Общий результат (все записи) обсуждается коллективно либо проверяется учителем.

Упр. 55 – определение частей речи в тексте.

Сначала учащиеся высказывают предположения, сколько групп

слов (частей речи) получится.

Затем текст читается вслух целиком, обращается внимание на устаревшее слово ездец.

Далее в группах выписывают в начальной форме разные части речи (учитель может распределить работу в группах по своему усмотрению).

 

 

Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работать в группах).

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить рассуждения.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

 

 

VI. Итог урока.

 

– Прочитайте ключевые слова урока.

– Назовите недостающее слово (член предложения). Как вы его установили?

– Составьте на основе этих ключевых слов схему понятия «часть речи».

 

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

Н Упр. 56 (подготовить устный рассказ на основе схемы).

П Найти и представить (можно с помощью презентации) информацию о частях речи в других языках.

 

 

 

[ Скачать с сервера (56.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.