Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 95 Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа* (с презентацией).

УРОК 95

 Тема:   Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа* (с презентацией).

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

6ЛР: опознавать имена существительные, имеющие формы только мн.ч., определять их принадлежность к тематическим группам, разграничивать омонимичные формы мн.ч.

3ЛР: находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употреблять их в речи.

8ЛР: развивать интерес к языку, чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Слуховая разминка.

Упр. 120 («Дидактический материал», 5-й кл.).

Задание:

– Прослушайте отрывок. Выпишите слова, характеризующие ерша.

Двух дельфинов тут призвали

И, отдав указ, сказали,

Чтоб от имени царя

Обежали все моря

И того ерша­гуляку,

Крикуна и забияку,

Где бы ни было, нашли,

К государю привели.

(гуляка, крикун, забияка)

 

– Назовите «третье лишнее». Почему оно оказалось лишним? (Слово крикун – не общего рода, так как нет окончания ­а.)

– Какого рода слово крикун? Образуйте форму ж.р. (Крикунья.)

– Какую особенность вы заметили? (Появился ь перед окончанием.)

– Приведите примеры слов, которые имеют такую же особенность в образовании форм множественного числа (по домашнему упр. 394).

– Возможны ли другие формы мн.ч. от слов лист, кол, зуб? С чем это связано? (Со значениями слов: листы бумаги, колы (оценки), зубы человека, зверя.)

2. Тест (раздаются листочки на парты или можно использовать материал предметного диска – тест-экспресс по теме «Употребление форм И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.» к § 45).

1) В И.п. мн.ч. окончание ы у существительного: а) доктор; б) конструктор; в) директор; г) профессор.

2) В Р.п. мн.ч. нулевое окончание у существительного: а) апельсин; б) грамм; в) носки; г) чулки.

3) Неправильно образована форма слова: а) договора; б) столяры; в) инженеры; г) повара.

4) Неправильно образована форма слова: а) носков; б) полотенцев; в) граммов; г) бананов.

Ключи: б, г, а, б.

Самопроверка по ключам на доске/диске (по желанию учеников можно поставить отметку).

 

 

 

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

 

III. Введение в тему урока.

 

Наблюдение по учебнику § 45 после рубрики «Определяем проблему урока». Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur95).

Упр. 395 – наблюдение за формами числа по рисунку.

Ученики работают по заданиям к упражнению, делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.

Работа над темой урока. Запись темы в тетради.

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

 

IV. Открытие новых знаний.

 

 

1. Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.

Упр. 396 – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа.

Возможна работа в парах.

Ученики записывают слова в тематические группы, подбирают свои примеры для каждой группы слов.

Обобщающая беседа:

– Какие окончания у слов, имеющих форму только множественного числа? Может ли быть окончание ­а? Приведите пример. (Ворота.) Попробуйте подобрать другие примеры. Какие же окончания у существительных только во множественном числе бывают чаще всего?

– Какие предметы, названные этими словами, можно подсчитать? (Парные предметы: две пары или двое (ножниц, шорт, щипцов), предметы в других тематических группах не поддаются счёту.)

Упр. 397 – наблюдение над лексическим значением слов, имеющих как соотносительные формы числа, так и форму только множественного числа.

– Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1­м примере? а во 2­м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.)

 – Как называются такие слова?

Составление предложений со словами­омонимами очки.

2. Чтение текста в рамке.

– Назовите ключевое словосочетание урока.

– Попробуйте заменить его другим (не имеющим единственного числа).

– Какие группы слов мы ещё не рассматривали? (Игры.)

– Попробуйте привести примеры. Сравните свои примеры с теми, которые приведены в упр. 398.

 

 

– Составьте на основе текста в рамке схему. Озаглавьте её. (См. материал предметного диска – схему-опору «Имена существительные, имеющие форму только мн.ч.» к п. 45.)

 

Тематические группы имён существительных только мн.ч.

 

   

 

 

 

 

 


составные        вещества          явления       события       отрезки      игры

(«парные»       (продукты)       природы                           времени

предметы)

 

– Дополните схему примерами (см. упр. 396–398).

 

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать её из одной формы в другую (схема).

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

1. Упр. 398 – развивается умение подбирать слова тематической группы «игры», имеющие форму только множественного числа, конструировать предложения с этими словами.

Лексическая работа со словами: горелки, салочки.

Учитель может привести историческую справку.

2. Распределительный слуховой диктант.

– Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика:

                        имеют ед.ч.                           не имеют ед.ч.

Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.

 

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

VI. Итог урока.

 

 

– Что нового узнали на уроке? Изобразите это графически.

– К каким словам, имеющим форму только множественного числа, можно сделать рисунки? Почему? (Обозначают предметы.)

 

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию (схема, рисунок), сопоставлять информацию, представленную в разных формах.

 

 

VII. Домашнее задание.

 

 

Упр. 399.

 

 

 

[ Скачать с сервера (63.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.