Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | ||||||||||
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
| ||||||||||
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
| 1. Слуховая разминка. Упр. 120 («Дидактический материал», 5-й кл.). Задание: – Прослушайте отрывок. Выпишите слова, характеризующие ерша. Двух дельфинов тут призвали И, отдав указ, сказали, Чтоб от имени царя Обежали все моря И того ершагуляку, Крикуна и забияку, Где бы ни было, нашли, К государю привели. (гуляка, крикун, забияка)
– Назовите «третье лишнее». Почему оно оказалось лишним? (Слово крикун – не общего рода, так как нет окончания а.) – Какого рода слово крикун? Образуйте форму ж.р. (Крикунья.) – Какую особенность вы заметили? (Появился ь перед окончанием.) – Приведите примеры слов, которые имеют такую же особенность в образовании форм множественного числа (по домашнему упр. 394). – Возможны ли другие формы мн.ч. от слов лист, кол, зуб? С чем это связано? (Со значениями слов: листы бумаги, колы (оценки), зубы человека, зверя.) 2. Тест (раздаются листочки на парты или можно использовать материал предметного диска – тест-экспресс по теме «Употребление форм И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.» к § 45). 1) В И.п. мн.ч. окончание ы у существительного: а) доктор; б) конструктор; в) директор; г) профессор. 2) В Р.п. мн.ч. нулевое окончание у существительного: а) апельсин; б) грамм; в) носки; г) чулки. 3) Неправильно образована форма слова: а) договора; б) столяры; в) инженеры; г) повара. 4) Неправильно образована форма слова: а) носков; б) полотенцев; в) граммов; г) бананов. Ключи: б, г, а, б. Самопроверка по ключам на доске/диске (по желанию учеников можно поставить отметку).
|
Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Адекватно понимать информацию устного сообщения. 3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
ТОУУ
| ||||||||||
III. Введение в тему урока.
| Наблюдение по учебнику § 45 после рубрики «Определяем проблему урока». Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur95). Упр. 395 – наблюдение за формами числа по рисунку. Ученики работают по заданиям к упражнению, делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч. Работа над темой урока. Запись темы в тетради. |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. | ||||||||||
IV. Открытие новых знаний.
|
1. Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа. Упр. 396 – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа. Возможна работа в парах. Ученики записывают слова в тематические группы, подбирают свои примеры для каждой группы слов. Обобщающая беседа: – Какие окончания у слов, имеющих форму только множественного числа? Может ли быть окончание а? Приведите пример. (Ворота.) Попробуйте подобрать другие примеры. Какие же окончания у существительных только во множественном числе бывают чаще всего? – Какие предметы, названные этими словами, можно подсчитать? (Парные предметы: две пары или двое (ножниц, шорт, щипцов), предметы в других тематических группах не поддаются счёту.) Упр. 397 – наблюдение над лексическим значением слов, имеющих как соотносительные формы числа, так и форму только множественного числа. – Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1м примере? а во 2м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.) – Как называются такие слова? Составление предложений со словамиомонимами очки. 2. Чтение текста в рамке. – Назовите ключевое словосочетание урока. – Попробуйте заменить его другим (не имеющим единственного числа). – Какие группы слов мы ещё не рассматривали? (Игры.) – Попробуйте привести примеры. Сравните свои примеры с теми, которые приведены в упр. 398.
– Составьте на основе текста в рамке схему. Озаглавьте её. (См. материал предметного диска – схему-опору «Имена существительные, имеющие форму только мн.ч.» к п. 45.)
составные вещества явления события отрезки игры («парные» (продукты) природы времени предметы)
– Дополните схему примерами (см. упр. 396–398).
|
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать её из одной формы в другую (схема).
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| ||||||||||
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
| 1. Упр. 398 – развивается умение подбирать слова тематической группы «игры», имеющие форму только множественного числа, конструировать предложения с этими словами. Лексическая работа со словами: горелки, салочки. Учитель может привести историческую справку. 2. Распределительный слуховой диктант. – Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика: имеют ед.ч. не имеют ед.ч. Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила.
| Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы. 2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
| ||||||||||
VI. Итог урока.
|
– Что нового узнали на уроке? Изобразите это графически. – К каким словам, имеющим форму только множественного числа, можно сделать рисунки? Почему? (Обозначают предметы.)
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
Познавательные УУД Преобразовывать информацию (схема, рисунок), сопоставлять информацию, представленную в разных формах.
| ||||||||||
VII. Домашнее задание.
|
Упр. 399.
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |