Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 94 Тема: Число имён существительных. Нормы образования и употребления форм числа.

УРОК 94

 Тема:   Число имён существительных. Нормы образования и употребления форм числа.

 

Тип урока. Урок обобщения и углубления знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться умениями ознакомительного чтения, выборочного аудирования.

6ЛР: образовывать формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных.

3ЛР: правильно употреблять формы именительного и родительного падежа множественного числа в устной и письменной речи.

2ЛР: обогащать грамматический строй своей речи при овладении языковыми нормами.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

 

 

II. Языковая разминка.

 

 

 

Запись предложения под диктовку:

Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в весёлую мелодию. (К. Паустовский)

Задания.

1. Произвести синтаксический и пунктуационный разбор, составить схему предложения, выписать словосочетания (можно провести только один из видов работы).

2. Найти и графически обозначить орфограммы.

3. Найти однокоренные слова, указать чередование в корне.

Морфологический разбор: I вариант – треск, II вариант – мелодию.

Морфемный разбор: I вариант ссорились, II вариант трещали.

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию (несплошной текст в схемы, графические образцы).

 

 

 

III.  Словарный диктант.

 

Чтобы, исчезать, стадион, легенда, образ, безвкусный, блеснуть, блестеть, блистать, компьютер, прекрасный, профессия, талант, столяр.

 

 

 

IV. Формулирование темы и цели урока.

 

 

 

– Составьте слово из начальных букв первых пяти слов диктанта и запишите тему урока.

– Знакома вам эта тема? Зачем же мы возвращаемся к ней? Какими могут быть цели урока? (Повторить, что знаем, узнать что­то новое.) Попробуем проверить, так ли это.

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

 

V. Актуализация и углубление изученного.

 

 

1. Работа по вопросам учебника после § 45.

2. Упр. 391 – выявление новой информации о числе имён существительных.

Ознакомительное чтение про себя.

– Назовите ключевое слово в тексте.

– Что вы можете рассказать нового о числе имён существительных?

 

Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительного), приёмами продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

 

VI. Развитие учебно­языковых умений, формирование навыков культуры речи (овладение грамматическими нормами).

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 392 – формируется навык правильно образовывать формы И.п. мн.ч. имён существительных, в которых возможны ошибки в речи (грамматическая норма).

Работа в парах.

– Проверьте свою работу по учебнику (справка «Произноси правильно»).

– Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных?

Комментарий учителя. Первоначально в языке было одно главное окончание для мн.ч. – -ы, затем в разговорной речи стало появляться другое окончание – -а, которое постепенно начало вытеснять окончание -ы.  Иногда возможны сомнения: инструктор (-а или -ы), конструктор (-а или -ы). В этом случае нужно обратиться к словарю и окончание запомнить: инструкторы (-а – в разговорной речи), конструкторы.

 

Упр. 393 –  в процессе наблюдения формируется навык правильного образования и употребления форм Р.п.

Дополнительно.

– Что объединяет слова в каждой группе? (Смысловая близость: названия овощей и фруктов, названия парных предметов, единицы измерения, веса.)

– Как легче запомнить окончания? (Соединить группы: овощи, фрукты и вес – окончание ­ов; для парных предметов «говори наоборот»: короткие (носки) – окончание «длинное» (­ов), длинные (чулки) – окончание «короткое» – □).

Игра­«эстафета»: составить предложение с возможно большим количеством однородных членов – существительных в Р.п. мн.ч.

2. – Вопрос­шутка. Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей

Или – у рыб нет зуб?

(Ответ: у рыб нет зубов.)

3. Самостоятельная работа – слуховой распределительный диктант.

– Послушайте текст, определите его тему. Выпишите в два столбика имена существительные в начальной форме. В первый столбик – в единственном числе, во второй – во множественном числе.

Знаете ли вы, ребята, что есть летучие рыбы? Они встречаются в тропических водах всех океанов.

В открытом море можно иногда встретить странное явление. Стайка серебристых рыб, точно стайка воробьёв, поднимается с волны, летит несколько десятков метров, чуть прикасается к волне и быстро летит дальше. Грудные плавники этих рыбок превратились в крылья. Полёт служит летучим рыбам для защиты от водяных хищников. Крылья­плавники позволяют рыбкам выпрыгивать из воды и улетать от погони на сотни метров.

(«Удивительное в мире животных»)

Взаимопроверка работ учащимися.

 

Коммуникативные УУД

1. Договариваясь, проектировать в группе (паре) учебную деятельность: обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

VII. Итог урока.

 

 

– Что нового узнали на уроке?

– Как вы думаете, зачем нужно знать формы числа, где это может пригодиться в жизни? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека.)

 

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VIII. Домашнее задание.

 

 

1. Нарисовать картинки­подсказки к упр. 393.

2. Упр. 394.

 

 

 

[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.