Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Языковая разминка.
| Запись под диктовку предложения: Всё было медное: поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают. – Составьте схему предложения. – Обозначьте орфограммы. Какой вид орфограммы преобладает в словах? Морфологический разбор слова бинокли. Фонетический разбор слова кают. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему). |
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
| 1. Тестэкспресс проверочный (выводится на слайде с помощью компьютера), см. материал предметного диска – ресурс «Тест по теме «Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Род имён существительных» к § 44. 1) Нужно заключить в кавычки собственное наименование: а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино. 2) Является одушевлённым существительное: а) мороз; б) кукла;
3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль; б) рояль; в) тюль. 4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании: 2. Проверка домашней работы: презентацийзаданий о роде имён существительных в русском и других языках (французском, немецком).
| ТОУУ
Познавательные УУД Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации. |
IV. Постановка основного вопроса урока.
| Учитель может использовать материал для наблюдений в учебнике (тема «Имена существительные общего рода»), § 44 после рубрики «Определяем проблему урока», или воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur92). Ученики работают по заданиям, формулируют вопрос и сравнивают его с формулировкой в учебнике.
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
|
V. Открытие новых знаний.
| 1. Упр. 385 – наблюдение над словами растяпа и обжора, выявление признаков слов общего рода. Ученики в ходе ответов на вопросы должны в тетрадях оформить запись: Растяп/а, обжор/а, сон/я, размазн/я, недотрог/а – характеристика человека (мальчика или девочки). Затем сделать по ней вывод о форме и значении слов, найти в тексте в рамке, какого рода будут эти существительные. – Назовите, какого рода записанные слова. Запись темы урока в тетрадях. 2. Чтение текста в рамке после упр. 385 вслух. – Чем можно дополнить текст в рамке? (Характеризуют человека.) – По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а–я в И.п. ед.ч. и значению.) Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).
Ответ. Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода. – Сравните свои выводы и наблюдения со схемой-опорой в материалах предметного диска. (См. материал предметного диска – схему-опору «Существительные общего рода» к п. 44):
ОБЩИЙ РОД
характеристика А / Я лица (чаще отр.)
жен. пола муж. пола
Ж.Р. М.Р. прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ Запомнить: М. Р. врач□, инженер□, директор□ (независимо от пола лица!)
прил. ЫЙ ИЙ ОЙ
– Зафиксируйте информацию в любой удобной для себя форме.
| Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры). 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.
|
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
| Упр. 386 (распределительное творческое списывание) – развивается умение определять значения слов общего рода и группировать слова в соответствии с их общим характеризующим значением, находить среди слов синонимы, антонимы, однокоренные слова. Выполняется в парах. – Обсудите и сделайте вывод: где используются приведённые в упражнении слова, какая группа самая большая и почему? (Большая часть слов общего рода имеет отрицательную оценку, обозначает непривлекательные черты характера. Эти слова чаще всего используются в разговорном стиле речи, они ярко передают эмоции.) Упр. 387 – развивается умение употреблять в речи имена существительные общего рода, выявлять их родовую специфику – принадлежность к мужскому или женскому роду в зависимости от пола лица. Выполняется самостоятельно по образцу, проверка коллективная. Дополнительно. – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его: а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.) б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.) в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.) г) Неаккуратный человек. (Неряха, грязнуля.) – Что объединяет все записанные вами существительные? (Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.)
| Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Личностные результаты Чувствовать выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств для выражения чувств, эмоций.
|
VII. Итог урока.
| – Чему научились на уроке? – Найдите «четвёртое лишнее» ключевое слово темы: 1) Имена существительные. 2) Общий род. 3) Суффикс. 4) Употребление в речи.
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя?
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ |
VIII. Домашнее задание.
|
1. Составить сводную таблицу «Род имён существительных». 2. Написать небольшой рассказ с использованием слов общего рода.
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |