Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 91 Тема: Род имён существительных.

УРОК 91

 Тема: Род имён существительных.

 

Тип урока: Урок обобщения и углубления знаний и умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию из словарей, Интернета,  пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), преобразовывать информацию из одного вида в другой.

6/4ЛР: распознавать род имён существительных, правильно употреблять в речи (согласовывать) имена существительные с формами прилагательных и глаголов в прошедшем времени.

3ЛР: овладевать нормами литературного произношения для формирования культуры устной речи.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II.  Словарный диктант.

 

 

 

Россия, кинотеатр, полуостров, пансионат, Великая Отечественная война, шорох, компьютер, аппарат, регулировать, профессия, безвкусица, блистать, блестеть, велосипед, вестибюль, Шотландия, крыжовник, компьютерщик.

 

 

 

 

III. Формулирование темы урока.

 

– Послушав «Весёлые рифмы», сформулируйте тему урока:

Род мужской, конечно, мой:

мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я;

То, про что скажу, – моя:

моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

– А зачем нам нужно уметь определять род имён существительных?

 

 

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

 

IV. Повторение и обобщение изученного.

 

1. Наблюдение над употреблением имён существительных разного рода в тексте.

Упр. 382.

Работа в группах по заданиям к упражнению.

– Ответьте на главный вопрос урока: «Зачем нужно уметь определять род имён существительных?» (Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.)

2. Работа с текстом в рамке после упр. 382.

– Поставьте вопросы к каждой части текста.

– Выделите новую для себя информацию.

– С помощью чего выражается род у имён существительных и согласуемых с ними слов? (Окончаний.)

 

ТОУУ

 

Познавательные УУД

Владеть приёмами продуктивного чтения.

 

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью.

 

 

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 383 – развивается умение выражать род имён существительных с помощью окончаний, подбирать слова по родовым окончаниям.

Выполняется в парах.

– Сформулируйте общий вывод: что нужно учитывать при определении рода имён существительных? (Значение одушевлённых существительных с окончанием а – муж. пол (папа, дядя) – м.р.  и жен. пол (мама, дочка) – ж.р.; конечный согласный основы при нулевом окончании: твёрдый согласный – м.р., мягкий согласный – ж.р. или м.р.)

Упр. 384 – представлены сведения о роде имён существительных в разных языках – развиваются умения читательской деятельности: выделять ключевые слова, находить новую информацию, сжато передавать содержание текста. Выполняется самостоятельно, заслушиваются краткие сообщения – устные рассказы на лингвистическую тему.

 

2. Словарная работа со словами в рамках: столяр, талант.

Работа со словарём.

– Что обозначают эти слова? Проверьте по словарю. (Талант –
1. Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой­либо области. 2. перен. талантливый человек.)

– Что ещё можно узнать о слове из словаря? (Как произносить, писать, какого рода, есть ли другие значения.)

– Составьте словосочетания или предложения с этими словами.

3. – Запишите слова в столбик:

Мозоль, рояль,  тюль, картофель, фамилия, фасоль, шампунь.

– Подберите прилагательные к существительным. Что для этого вам нужно знать?

– Как определить род имён существительных с нулевым окончанием и ь на конце?  Составьте опору любым удобным для себя способом. Опора составляется под руководством учителя – см. ссылку на методическую рекомендацию ниже. Для сравнения можно использовать материал предметного диска. (См. материал предметного диска – ресурс «Род имён существительных, оканчивающихся на ь (с нулевым окончанием)» к § 44.)

Методическая рекомендация. Следует помнить, что местоимения мой, моя, моё – это не способ определения рода, а способ выражения рода. Мы можем подставить эти местоимения­опорные слова, если нам известен род существительного. Если же мы не знаем род слова, то и не можем подобрать опорное слово­«подсказку»: мозоль, тюль – мой или моя?

Ученикам следует сказать, что сомнения в определении рода возникают, если слово оканчивается на ь и имеет нулевое окончание. В этом случае нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным: больная (моя) мозоль (ж.р.), красивый (мой) тюль (м.р.).

 

– Запомнить: мозоль, фасоль, фамилия – ж.р., остальные – м.р.

– Обозначьте окончания прилагательных и существительных, укажите их род.

                                                Ь □       

                         Как определить род?

        Мозоль, рояль, тюль, вуаль, фасоль, шампунь

 

По гиперссылке.

 

                                         ЗАПОМНИТЬ!!!

 

                         Ж.р.                                                    М.р.

 

Прямоугольник: скругленные углы: мозоль фасоль вуаль
Прямоугольник: скругленные углы: рояль тюль шампунь

 

 

 

 

 

 

 

 


                    больная мозоль                             чёрный рояль

                    стручковая фасоль                        красивый тюль

                    тёмная вуаль                                 ароматный шампунь

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, структурировать, строить логические рассуждения, систематизировать.

2. Владеть умениями читательской деятельности (извлекать информацию, выделять главное, сжимать с опорой на ключевые слова).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

Познавательные УУД

1. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры).

2. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со  схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

 

 

VI. Итог урока.

 

 

– Что нового узнали на уроке о роде имён существительных?

– Назовите ключевые слова урока. (Мужской, женский, средний род, окончание, согласуемые слова.)

 

 

 

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

1. Последнее задание к тексту упр. 384 – электронная презентация (можно работать в группах с помощью Интернета, социальных сетей).

2. Словарные слова записать  в словарик.

 

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.