Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 90 Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

УРОК 90

Тема:   Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

 

Тип урока. Урок обобщения и углубления знаний и умений.

Цели как деятельность учеников.

М/к: свободно излагать свои мысли, договариваться о совместной деятельности, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, самостоятельно принимать решения.

6/4ЛР: распознавать нарицательные и собственные имена существительные, правильно оформлять их на письме, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные на грамматической основе.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II.  Словарный тренировочный диктант.

 

Задание: записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные, обозначить орфограмму.

Слова: Город …, деревня …, океан …, река …, озеро …, рассказ …, газета …, художник …, фильм …, писатель … .

Взаимопроверка.     

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

 

III. Актуализация изученного.

 

 

 

1. Устный опрос.

– Чем отличаются имена собственные от нарицательных?

– Перечислите группы имён собственных.

– Собственные наименования – это …

– Какие имена собственные пишутся в кавычках?

2. Самостоятельная работа.

Тест по теме «Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных», выполняется в ТСР, самостоятельная работа № 11, задание 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

 

IV. Формулирование темы и постановка проблемного вопроса урока.

 

Наблюдение по учебнику § 43 после рубрики «Определяем проблему урока».

– Посмотрите на записанные столбики слов и назовите тему урока. (Существительные одушевлённые и неодушевлённые.)

– Прочитайте ещё раз слова в каждом столбике и ответьте на вопрос: все ли слова в 1­м столбике называют живых существ, а во 2­м – неживых?

– Какое противоречие заметили?

Ученики формулируют вопрос и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

 

 

V. Открытие нового, обобщение и углубление изученного.

 

Упр. 379 – чтение текста в рамке об одушевлённых и неодушевлённых существительных.

Работа с опорой на вопросы после текста в рамке.

– Что нового для себя открыли?

– Какой признак является главным при определении одушевлённости и неодушевлённости имён существительных? (Морфологический – совпадение разных падежных форм.)

– Составьте на основе правила схему. Сравните с образцом.  (См. материал предметного диска – ресурс «Схема для разграничения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных» к § 43.)

 

 

                            КТО?                                                       ЧТО?

 

 


одушевлённые

 

неодушевлённые

 

 

           

 

 

 


           Р.п. мн.ч.    ══   В.п. мн.ч.   ══    И.п. мн.ч.

– Как можно проверить: одушевлённое или неодушевлённое существительное?

Совместная разработка алгоритма (в группах). (См. материал предметного диска – ресурс «Алгоритм определения одушевлённости/неодушевлённости имён существительных» к § 43.)

 

1) Поставить существительное в форму В.п. мн.ч., выделить окончание.

2) Поставить его в форму И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.

3) Сравнить, с какой формой совпадает форма В.п.

Если В.п. мн.ч. совпадает с И.п. мн.ч., то существительное неодушевлённое.

Если В.п. мн.ч. совпадает с Р.п. мн.ч., то существительное одушевлённое.

– Определите, являются ли грамматически одушевлёнными слова: мертвец, снеговик, матрёшка, толпа. Докажите свою точку зрения. (мертвецов, снеговиков, матрёшек  (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч → одуш.), толпы (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.  → неодуш.)

Регулятивные УУД

1. Сверять свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в  схему, алгоритм).

2. Систематизировать и представлять полученную информацию в удобной для себя форме (текст, план, схема).

 

 

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

 

VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

 

1. Упр. 380 (распределительное списывание) – развивается умение определять грамматическую одушевлённость и неодушевлённость имён существительных, группировать слова по этим признакам.

Коллективная работа с опорой на алгоритм.

Самопроверка.

2. Словарная работа.

– Найдите в рамке на с. 30 слово с непроверяемым написанием.

– Каково лексическое значение слова пансионат? (Слово пансионат пришло из французского языка и обозначает «дом отдыха» или «гостиница для отдыхающих на курорте».)

– Одушевлённое или неодушевлённое это существительное? Докажите.

– Нарицательное или собственное? Объясните.

– Подберите к нему и запишите рядом имя собственное. Как вы написали его? Придумайте и запишите предложение с этим словосочетанием.

3. Игра «Отгадай и запиши».

– Отгадайте загадки, а отгадки распределите в две группы:

            Одушевлённые (кто?)               Неодушевлённые (что?)

1) Стоит дед над водой, трясёт бородой. (Камыш.)

2) Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

3) Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш.)

4) Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь.)

5) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)

6) Чёрный Ивашка–деревянная рубашка: где носом поведёт, там заметку кладёт.  (Карандаш.)

4. ТСР, самостоятельная работа № 11, задания 2–4 (по желанию).

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения,  группировать, делать выводы.

3. Владеть умениями аудирования (выборочного, детального).

 

Коммуникативные УУД

 Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

VII. Итог урока.

 

Проводится с помощью компьютера.

1. – Найдите «четвёртое лишнее»:

а)  медведь, мёд, пчела, оса;

б) дождевик, тайник, снеговик, магнит.

2. – Найдите ошибку:

а)  город Плёс, река Лена, рассказ Каштанка, планета Венера;

б)  повесть «Кортик», журнал «Стригунок», картина «Алёнушка», село «Михайловское».

 

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

ТОУУ

 

VIII. Домашнее задание.

 

1. Уметь воспроизводить схему для одушевлённых и неодушевлённых существительных.

2. Упр. 381.

 

 

 

[ Скачать с сервера (60.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.