Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | ||||||||||||||||||||||||||||||
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
II. Словарный тренировочный диктант.
| Задание: записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные, обозначить орфограмму. Слова: Город …, деревня …, океан …, река …, озеро …, рассказ …, газета …, художник …, фильм …, писатель … . Взаимопроверка.
|
ТОУУ
| ||||||||||||||||||||||||||||||
III. Актуализация изученного.
|
1. Устный опрос. – Чем отличаются имена собственные от нарицательных? – Перечислите группы имён собственных. – Собственные наименования – это … – Какие имена собственные пишутся в кавычках? 2. Самостоятельная работа. Тест по теме «Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных», выполняется в ТСР, самостоятельная работа № 11, задание 7.
|
ТОУУ
| ||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Формулирование темы и постановка проблемного вопроса урока.
| Наблюдение по учебнику § 43 после рубрики «Определяем проблему урока». – Посмотрите на записанные столбики слов и назовите тему урока. (Существительные одушевлённые и неодушевлённые.) – Прочитайте ещё раз слова в каждом столбике и ответьте на вопрос: все ли слова в 1м столбике называют живых существ, а во 2м – неживых? – Какое противоречие заметили? Ученики формулируют вопрос и сравнивают с формулировкой в учебнике. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
V. Открытие нового, обобщение и углубление изученного.
| Упр. 379 – чтение текста в рамке об одушевлённых и неодушевлённых существительных. Работа с опорой на вопросы после текста в рамке. – Что нового для себя открыли? – Какой признак является главным при определении одушевлённости и неодушевлённости имён существительных? (Морфологический – совпадение разных падежных форм.) – Составьте на основе правила схему. Сравните с образцом. (См. материал предметного диска – ресурс «Схема для разграничения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных» к § 43.)
КТО? ЧТО?
Р.п. мн.ч. ══ В.п. мн.ч. ══ И.п. мн.ч. – Как можно проверить: одушевлённое или неодушевлённое существительное? Совместная разработка алгоритма (в группах). (См. материал предметного диска – ресурс «Алгоритм определения одушевлённости/неодушевлённости имён существительных» к § 43.)
1) Поставить существительное в форму В.п. мн.ч., выделить окончание. 2) Поставить его в форму И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. 3) Сравнить, с какой формой совпадает форма В.п. Если В.п. мн.ч. совпадает с И.п. мн.ч., то существительное неодушевлённое. Если В.п. мн.ч. совпадает с Р.п. мн.ч., то существительное одушевлённое. – Определите, являются ли грамматически одушевлёнными слова: мертвец, снеговик, матрёшка, толпа. Докажите свою точку зрения. (мертвецов, снеговиков, матрёшек (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч → одуш.), толпы (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. → неодуш.) | Регулятивные УУД 1. Сверять свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм). 2. Систематизировать и представлять полученную информацию в удобной для себя форме (текст, план, схема).
Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Развитие учебноязыковых и правописных умений.
| 1. Упр. 380 (распределительное списывание) – развивается умение определять грамматическую одушевлённость и неодушевлённость имён существительных, группировать слова по этим признакам. Коллективная работа с опорой на алгоритм. Самопроверка. 2. Словарная работа. – Найдите в рамке на с. 30 слово с непроверяемым написанием. – Каково лексическое значение слова пансионат? (Слово пансионат пришло из французского языка и обозначает «дом отдыха» или «гостиница для отдыхающих на курорте».) – Одушевлённое или неодушевлённое это существительное? Докажите. – Нарицательное или собственное? Объясните. – Подберите к нему и запишите рядом имя собственное. Как вы написали его? Придумайте и запишите предложение с этим словосочетанием. 3. Игра «Отгадай и запиши». – Отгадайте загадки, а отгадки распределите в две группы: Одушевлённые (кто?) Неодушевлённые (что?) 1) Стоит дед над водой, трясёт бородой. (Камыш.) 2) Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.) 3) Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш.) 4) Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь.) 5) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.) 6) Чёрный Ивашка–деревянная рубашка: где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш.) 4. ТСР, самостоятельная работа № 11, задания 2–4 (по желанию).
| Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, группировать, делать выводы. 3. Владеть умениями аудирования (выборочного, детального).
Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока.
| Проводится с помощью компьютера. 1. – Найдите «четвёртое лишнее»: а) медведь, мёд, пчела, оса; б) дождевик, тайник, снеговик, магнит. 2. – Найдите ошибку: а) город Плёс, река Лена, рассказ Каштанка, планета Венера; б) повесть «Кортик», журнал «Стригунок», картина «Алёнушка», село «Михайловское».
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
|
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ | ||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание.
| 1. Уметь воспроизводить схему для одушевлённых и неодушевлённых существительных. 2. Упр. 381. |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |