Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 87 Тема: Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных* (с презентацией).

УРОК 87

Тема:   Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных* (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.

4ЛР: видеть в словах орфограмму­букву о, е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка.

 

1. Письмо по памяти:

К нам на длинной тонкой ножке дождик скачет по дорожке.
(Д. Кедрин)

– Проверьте свою запись (представлена на слайде с помощью компьютера).

– Подчеркните орфограммы (самопроверка с доски).

– Выпишите существительные и разберите по составу.

– Что их объединяет? (Способ образования, значение суффиксов.)

– Выполните синтаксический разбор предложения.

Самопроверка с помощью компьютера. На слайде подчёркнуты члены предложения и дана его характеристика (повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.).

2. Тренировочный словарный диктант.

– Распределите слова на два столбика: в 1­й – с одной с, во 2­й – с удвоенной с.

Вестибюль, восстание, исполин, пассивный, пессимизм, расчёт, терраса, профессия, шоссе, эскимо. (Самопроверка.)

 

 

 

 

ТОУУ

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

 

III. Введение в тему с формулировкой целей урока.

 

Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur87) или вынести на доску.

1. На слайде (доске) представлены слова:

шёпот            дружок                      врачом     

– Что общего у этих слов? (Существительные, есть шипящие, гласный под ударением.)

По клику мыши выделяются шипящие.

– А какие различия заметили? (Разные буквы после букв шипящих – ё и о.) По клику мыши буквы ё, о выделяются другим шрифтом, цветом.

– Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему? (Не в корне, а в суффиксе и окончании.)

– Сформулируйте тему урока. (Буква о после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных.)

– Прочитайте название § 42, уточните тему урока.

– Что ещё нового предстоит узнать? (Разные буквы, о или е, после ц.)

2. Упр. 368 – наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока».

Ученики работают по вопросам, формулируют цель, сравнивают с авторской  формулировкой.

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 368 – продолжают наблюдение над группами слов 1) и 2).

Выполняется под руководством учителя коллективно (слова можно вывести на слайде, все графические обозначения показать наглядно).

Ученики формулируют правило после наблюдений самостоятельно, затем сравнивают с текстом в рамке учебника.

2. Чтение правила в рамке. Перед чтением.

– Просмотрите текст правила. Что вы заметили? (Состоит из двух пунктов.)

Во время чтения.

– Проверьте, сколько условий для выбора написаний в каждом пункте правила, отличаются ли они друг от друга.

 

После чтения.

– Как обнаружить в слове место этой орфограммы?

– Какие условия для выбора написания буквы о или е после шипящих и ц нужно выделить? (Часть слова (суффикс, окончание), ударение, часть речи.)

– Чем отличаются пункты правила под № 1 и № 2? (После ц нет одного условия – суффикса.)

– Можно ли эти пункты объединить в одно правило?

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

2. Владеть технологией и приёмами продуктивного чтения, умениями гибкого чтения (менять стратегию чтения в зависимости от цели чтения).

 

 

V. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

 

Упр. 369 (выборочное неосложнённое списывание) – развивается умение находить (видеть) в словах орфограмму­букву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, отличать орфограмму­букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы­буквы ё, о после шипящих в корне.

Коллективно разрабатывается алгоритм поиска слов с изученной орфограммой, который затем сравнивается с образцом (см. материал предметного диска – алгоритм для выбора написания букв о, ё, е  после букв шипящих к  п. 42).

1. Найти шипящий (ц) перед гласным в слове.

2. Выделить часть слова.

 


            корень                              суффикс, окончание       

                                           

 

                                               3. Определить часть речи

                                                  (существительное).

4. Поставить ударение.

 

 

 под ударением                     под ударением                 без ударения

ё (слово с е) / о                                 о                               е

 

Упр. 370 – развивается умение писать слова с орфограммой­буквой о, е после букв шипящих в суффиксах имён существительных, разграничивать суффиксы по значению – уменьшительное для животных и для лиц (людей).

Устно коллективно разбирается под руководством учителя. Самостоятельная запись в тетрадях. Самопроверка.

– Какую букву вы написали в суффиксе? Почему?

Дополнительно.

Творческий диктант.

– Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму:

а) границу по­другому называют … (рубежом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) невежливого, грубого человека называют  … (невежей).

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

 

 

VI. Итог урока.

 

 

– Чему научились на уроке?

– Назовите ключевые слова темы. (Буквы шипящих и ц, орфограммы­буквы о, е, суффикс, окончание существительных, ударение.)

– Составьте схему (модель) изученного на уроке правила.

Для проверки: см. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Буквы о и е  после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных»  к § 42.

 

 


е

 

                                                                            

о

 

       √                                                            √

   ШИП.                   (сущ.)                          ШИП.                 (сущ.)

      Ц                                                            Ц

    ══                                           ══

 

 

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

1. Уметь графически передать правило (§ 42).

2. Упр. 371.

 

 

 

[ Скачать с сервера (65.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.