Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | |||||||||||||||||
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
| |||||||||||||||||
II. Языковая разминка.
| 1. Письмо по памяти: К нам на длинной тонкой ножке дождик скачет по дорожке. – Проверьте свою запись (представлена на слайде с помощью компьютера). – Подчеркните орфограммы (самопроверка с доски). – Выпишите существительные и разберите по составу. – Что их объединяет? (Способ образования, значение суффиксов.) – Выполните синтаксический разбор предложения. Самопроверка с помощью компьютера. На слайде подчёркнуты члены предложения и дана его характеристика (повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.). 2. Тренировочный словарный диктант. – Распределите слова на два столбика: в 1й – с одной с, во 2й – с удвоенной с. Вестибюль, восстание, исполин, пассивный, пессимизм, расчёт, терраса, профессия, шоссе, эскимо. (Самопроверка.)
|
ТОУУ
ТОУУ
| |||||||||||||||||
III. Введение в тему с формулировкой целей урока.
| Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur87) или вынести на доску. 1. На слайде (доске) представлены слова: шёпот дружок врачом – Что общего у этих слов? (Существительные, есть шипящие, гласный под ударением.) По клику мыши выделяются шипящие. – А какие различия заметили? (Разные буквы после букв шипящих – ё и о.) По клику мыши буквы ё, о выделяются другим шрифтом, цветом. – Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему? (Не в корне, а в суффиксе и окончании.) – Сформулируйте тему урока. (Буква о после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных.) – Прочитайте название § 42, уточните тему урока. – Что ещё нового предстоит узнать? (Разные буквы, о или е, после ц.) 2. Упр. 368 – наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». Ученики работают по вопросам, формулируют цель, сравнивают с авторской формулировкой. |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. | |||||||||||||||||
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.
| 1. Упр. 368 – продолжают наблюдение над группами слов 1) и 2). Выполняется под руководством учителя коллективно (слова можно вывести на слайде, все графические обозначения показать наглядно). Ученики формулируют правило после наблюдений самостоятельно, затем сравнивают с текстом в рамке учебника. 2. Чтение правила в рамке. Перед чтением. – Просмотрите текст правила. Что вы заметили? (Состоит из двух пунктов.) Во время чтения. – Проверьте, сколько условий для выбора написаний в каждом пункте правила, отличаются ли они друг от друга.
После чтения. – Как обнаружить в слове место этой орфограммы? – Какие условия для выбора написания буквы о или е после шипящих и ц нужно выделить? (Часть слова (суффикс, окончание), ударение, часть речи.) – Чем отличаются пункты правила под № 1 и № 2? (После ц нет одного условия – суффикса.) – Можно ли эти пункты объединить в одно правило? |
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. 2. Владеть технологией и приёмами продуктивного чтения, умениями гибкого чтения (менять стратегию чтения в зависимости от цели чтения).
| |||||||||||||||||
V. Развитие учебноязыковых и орфографических умений.
| Упр. 369 (выборочное неосложнённое списывание) – развивается умение находить (видеть) в словах орфограммубукву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, отличать орфограммубукву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммыбуквы ё, о после шипящих в корне. Коллективно разрабатывается алгоритм поиска слов с изученной орфограммой, который затем сравнивается с образцом (см. материал предметного диска – алгоритм для выбора написания букв о, ё, е после букв шипящих к п. 42). 1. Найти шипящий (ц) перед гласным в слове. 2. Выделить часть слова.
корень суффикс, окончание
3. Определить часть речи (существительное).
под ударением под ударением без ударения ё (слово с е) / о о е
Упр. 370 – развивается умение писать слова с орфограммойбуквой о, е после букв шипящих в суффиксах имён существительных, разграничивать суффиксы по значению – уменьшительное для животных и для лиц (людей). Устно коллективно разбирается под руководством учителя. Самостоятельная запись в тетрадях. Самопроверка. – Какую букву вы написали в суффиксе? Почему? Дополнительно. Творческий диктант. – Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму: а) границу подругому называют … (рубежом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) невежливого, грубого человека называют … (невежей).
| Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
| |||||||||||||||||
VI. Итог урока.
|
– Чему научились на уроке? – Назовите ключевые слова темы. (Буквы шипящих и ц, орфограммыбуквы о, е, суффикс, окончание существительных, ударение.) – Составьте схему (модель) изученного на уроке правила. Для проверки: см. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных» к § 42.
√ √
Ц Ц ══ ══
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя?
|
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
ТОУУ | |||||||||||||||||
VII. Домашнее задание.
|
1. Уметь графически передать правило (§ 42). 2. Упр. 371.
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |