Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 84 Тема: Буквы гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­.

УРОК 84

 

Тема:   Буквы гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­.

                          

Тип урока. Урок открытия нового знания.

 

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6/4ЛР: видеть в словах орфограмму­букву е, и  в суффиксах существительных, писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка.

 

 

II. Самодиктант.

– Подберите по 2–3 примера имён существительных, образованных следующими способами:

– бессуффиксным;

– приставочным;

– сложением;

– сложно­суффиксальным.

Взаимопроверка. Вопросы по выполненной работе.

– Назовите имена существительные из домашнего упр. 354, образованные суффиксальным способом.

– Каким способом образовано слово прогулка? (Суффиксальным.)

– Назовите производящее для него слово. (Прогуляться.)

– Какая орфограмма есть в этом слове? (Буква гласного в приставке.) Приведите пример слова с такой же орфограммой.

 

 

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

ТОУУ

 

 

III. Постановка проблемы урока.

 

Учитель может использовать материал для наблюдений в учебнике,

§ 40 после рубрики «Определяем основной вопрос урока», или воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur84).

На слайде (доске) представлено предложение:

            Поешь же, миленький дружочек!

            Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

– Найдите существительные с ласкательным значением. Выпишите эти слова. Выделите в них суффикс.

По клику мыши появляются слова дружочек, лещик, кусочек, в которых выделены суффиксы.

– Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

– Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Почему в суффиксах существительных ­ек­, ­ик­ пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ­ек­, ­ик­?

– Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Каким вопросом можно дополнить ваши формулировки? (Какую букву нужно написать в суффиксе …?)

 

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

 

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 355 (2­я часть) – наблюдение над закономерностью для выбора написаний буквы е или и.

Ученики на основе предложенного в тексте приёма формулируют правило в учебно­научном стиле и сравнивают с правилом в учебнике.

2. Чтение текста правила в рамке.

– Назовите условия выбора орфограммы­буквы е, и в суффиксах имён существительных ­ек, ­ик. (Суффикс, наличие/отсутствие буквы в других формах.)

 

– Как графически обозначается орфограмма?

– Объясните все графические обозначения в словах, приведённых в правиле.

– Составьте схему правила или его графическую модель (см. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Буквы е, и в суффиксах имён существительных -ек, -ик» к  п. 40):

 

            Ик       –          Ика

    

            Ек       –          X кА

 

– Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ­ек, ­ик у существительных» (коллективно) и сравните с образцом (см. материал предметного диска – алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать буквы е, и в суффиксах имён существительных -ек, -ик» к  п. 40):

1) Измени слово по падежам (просклоняй).

2) Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

3) Если выпадает, пиши ­ек. Если сохраняется, пиши ­ик.

 

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Выделять главное, преобразовывать информацию (строить алгоритм, схему, свёртывать информацию до ключевых слов).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

 

 

V. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

 

 

Упр. 356 (выборочное списывание) – развивается умение находить слова с изученной орфограммой, обозначать условия выбора орфограммы.

– Как нужно действовать, чтобы найти слова с нужной орфограммой – буквой е, и в суффиксах существительных ­ек, ­ик? (Установить их производящие.)

– Назовите лишние слова. (Заливчик, колокольчик, костюмчик.)

– Почему в этих словах нет суффикса ­ик? (Здесь суффикс ­чик.)

– В каких словах два суффикса? (Дождичек, от дождикдождь; уголёчек, от уголёкуголь.)

 

– Какое явление можно обнаружить при образовании некоторых имён существительных? (Чередование звуков.) Приведите примеры. (Мешочек, платочек, дождичек, уголёчек.)

П. В каком случае наблюдается чередование в корне, а в каком – в суффиксе?

Самостоятельное выполнение с графическим обозначением условий выбора орфограмм.

Упр. 357 (осложнённое распределительное списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, распределяя их по группам в зависимости от характера буквы в суффиксе.

Выполняется в парах по образцу. Взаимопроверка.

Упр. 358 – развивается умение конструировать слова по заданной модели, графически обозначать изучаемую орфограмму, находить чередования (кусочек, чайничек, песочек).

Выполняется самостоятельно. Самопроверка по записям на доске. (Два ученика работают на оборотных сторонах доски.)

Упр. 359 (осложнённое списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений (наряду с другими видами орфограмм).

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

 

VI. Итог урока.

 

– Назовите ключевые слова урока.

– Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

 

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

1. Правило в рамке уметь передать в виде схемы.

2. Упр. 360.

 

 

 

[ Скачать с сервера (60.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.