Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 83 Тема: Способы образования имён существительных.

УРОК 83

 

Тема:   Способы образования имён существительных.

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), анализировать, сопоставлять, делать выводы, строить рассуждения.

6ЛР: находить нулевые суффиксы в словах (устанавливать бессуффиксный способ словообразования), различать способы словообразования имён существительных, составлять словообразовательные пары.

7ЛР: оценивать выразительные возможности морфемики и словообразования и на этой основе развивать чувство языка.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

 

 

Письмо по памяти.

Поздней осенью переменит белка своё рыжее платьице на серую зимнюю шубку.

– Обозначьте те места в словах, где можно допустить ошибку.

– Найти имена существительные, определить, производными или непроизводными они являются.

– В каком значении употреблены слова платьице и шубка? Как называется это значение? (Метафора.)

– Одинаков ли состав слов белка и шубка? Почему?

– Каким способом образованы производные имена существительные? Приведите свои примеры слов с таким же значением суффиксов, как в словах платьице и шубка. Какие ещё слова с суффиксами вы подобрали?

Ученики называют подобранные дома примеры.

 

 

П. – Прочитайте предложения с именами существительными, имеющими суффиксы со значением действия или признака. Назовите эти суффиксы.

– Как правильно их выделить?

 

 

 

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

 

ТОУУ

 

 

 

 

 

III. Постановка проблемного вопроса урока.

 

 

Наблюдение по учебнику § 39 после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией, см. prezent_rus_5kl_ur83.)

 

Проблемная ситуация провоцирует «разброс мнений» и выход на основной вопрос урока: «Как правильно определить способ образования имени существительного?» Учитель может обратить внимание на лексическое значение слова побелка (действие) и конкретизировать вопрос: как образуются имена существительные, обозначающие действие?

 

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Работа по вопросам после рубрики «Открываем новые знания».

Методическая рекомендация. Ученики при поиске производящей основы для слова побелка должны найти «ближайшего» родственника – глагол побелить: побелка – это действие по глаголу побелить. Следовательно, опираясь на словообразовательный анализ, устанавливаем только одну морфему, которая добавилась при образовании имени существительного, – суффикс ­к(а). При этом глагольный суффикс ­и­ (у глагола побелить) усекается, его мы зачёркиваем карандашом.

Важно графически показать все изменения, которые происходят при образовании слова.

побелка

побелить

 

2. Наблюдение над отглагольными существительными, образован-ными с помощью суффиксов, материально выраженных и нулевых.

Для ответа на вопрос: «В чём различие между именами существительными в разных столбиках?» – учитель может дать подсказку: установите, есть ли суффиксы у существительных в 1­м столбике (какие?) и во 2­м.

– Как же выражено значение действия у слов во 2­м столбике?
(В словах
бег, заход, обмен суффикса нет.)

3. Чтение текста в рамке о нулевых суффиксах и бессуффиксном способе словообразования.

–  Что нового из текста вы узнали?

– Назовите ключевые слова урока. (Нулевой суффикс, бессуффиксный способ.)

– Как это понять: «бессуффиксный» способ образования имён существительных? (Суффикса не видно, он нулевой, но слово образовано от другого слова.)

– Есть ли нулевой суффикс (бессуффиксный способ) в словах лес, друг? Почему? (Эти слова непроизводные, они ни от чего не образованы.)

– Представьте информацию о бессуффиксном способе образования имён существительных в виде схемы. (См. материал предметного диска – схему-опору «Бессуффиксный способ образования имён существительных» к п. 39.)

4. Чтение  обобщающего материала в рамке о способах образования имён существительных.

– Найдите слово, в котором два суффикса. (Жестянщик.) Сколько суффиксов участвует в образовании этого слова? (Один – ­щик­.)

– Может ли слово образоваться сразу с помощью двух суффиксов? а приставок? (Нет, только один суффикс или одна приставка образуют слова.)

Составление плана и устного связного рассказа о способах словообразования имён существительных.

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах, преобразовывать и передавать её в других формах (схема, план).

 

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

 

Упр. 351 – развивается умение находить в тексте слова, образованные бессуффиксным способом.

– Разработайте алгоритм поиска и сравните с образцом (см. материал предметного диска – алгоритм поиска имён существительных, образованных бессуффиксных способом к п. 39):

1) Нахожу имена существительные.

2) Определяю, есть ли значение действия у существительного. Если нет, то суффикс искать не надо.

3) Если есть значение действия, устанавливаю связь с глаголом, ищу суффикс. Если суффикса нет, значит, существительное образовано бессуффиксным способом.

Можно сразу предложить ученикам найти существительные со значением действия или признака (образованные от глаголов или прилагательных), а затем среди них определять, есть в слове суффикс или нет.

В результате такой выборки ученики могут выписать слова: война, ссора, надпись, разрешение, спор, любовь – и подчеркнуть слова, образованные бессуффиксным способом.

Упр. 352 – развивается умение определять слова по их толкованиям и устанавливать приставочный способ образования слов.

 

Методическая рекомендация. При установлении способа образования важно не просто назвать его, а записать рядом слово, от которого данное образовалось (беспорядок – порядок, призвук – звук и т.п.). Важно, чтобы ученики убедились, что при образовании приставочным способом часть речи не меняется.

Упр. 353 – развивается умение извлекать информацию из словообразовательных моделей и конструировать слова по моделям.

– Какие способы словообразования здесь представлены?  Приведите свои примеры.

 

 

Дополнительно.

Игра «Соедини». Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова:

                                    ница

сено                            глас

воз                              вал

гриб                            щик

                                    очк

– Сколько слов у вас получилось?

– Что необычного вы заметили? (Возница, возгласвоз­ – корень и воз­ – приставка, возница и грибница – суффикс ­иц­ – лица и ­иц­  – места.)

 

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из  одной формы в другую (текст в алгоритм), выстраивать последовательность действий.

 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.

 

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

VI.  Итог урока.

 

 

– Прочитайте ключевые слова урока.

– Подберите по 1–2 примера на каждый способ словообразования.

 

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

Упр. 354.

 

 

 

[ Скачать с сервера (62.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.