Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 82 Тема: Способы образования имён существительных.

УРОК 82

 

Тема: Способы образования имён существительных.

 

Тип урока. Урок обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться разными видами чтения, извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (сведения в таблицу, на основе таблицы составлять текст).

М/к: договариваться о совместной деятельности, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме.

6ЛР: выявлять словообразующие возможности суффиксов имён существительных, классифицировать суффиксы имён существительных по значению, определять особенности синонимии морфем.

2ЛР: выявлять смыслообразующую и стилеобразующую функции суффиксальных морфем.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка.

 

 

 

Запись под диктовку предложения:

Голубушка­птичка, прошу хоть на час я вас приземлиться у речки Миас. (Ю. Мориц)

1. Частичный синтаксический разбор предложения с целью объяснения постановки знаков препинания. Составление схемы предложения: [    О , =  – ].

2. Обозначение орфограммы в приставке, повторение правила правописания приставок пре­, при­.

3. Разбор слова приземлиться по составу, подбор однокоренных слов разных частей речи, выделение в них корня.

4. Морфологический разбор слова (у) речки.

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

 

 

 

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. На доске записано несколько ключевых слов темы прошлого урока:

Имя существительное, лексическое значение

Учитель просит дополнить список.

Затем два ученика воспроизводят схему «Лексическое значение имён существительных», а два других приводят примеры разных значений имён существительных (домашняя подготовка).

2. Мини­блиц (см. материал предметного диска – блицопрос по теме «Имя существительное как часть речи», п. 39):

– Закончите предложения:

1) Имена существительные имеют разные лексические значения, которые объединяет общее грамматическое значение … (предмет).

2) Слово бег обозначает действие, но является именем существительным, так как … (отвечает на вопрос что?).

3) Имена существительные относятся к … (мужскому, женскому или среднему роду), а изменяются по … и … (по числам и падежам).

4) В предложении Я хорошо играю на скрипке имя существительное выступает в роли… (дополнения).

Затем на слайде (с помощью компьютера) выводится таблица (см. урок 81).

Устное сообщение одного­двух учащихся об имени существительном по таблице. Примеры приводятся на основе домашнего упр. 345 (на примере составленных дома предложений показывают синтаксическую роль существительных – подлежащего или дополнения).

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать текст на основе таблицы).

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

 

 

IV. Введение в тему с постановкой цели урока.

 

 

 

– Клоуны из известной передачи для детей «АБВГДейка» поют:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

 

 

– Что нужно знать, чтобы верно делить слово на части и «делать слово из частей»? (Надо знать, как слово образовано, каким способом.)

– Сформулируйте тему урока применительно к имени существительному.

– Предположите, какие могут быть цели урока. (Научиться определять способ образования имён существительных, образовывать имена существительные разными способами.)

 

 

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

 

V. Обобщение, углубление и систематизация изученного.

 

 

1. Обсуждение в парах на основе вопросов § 39 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

Составление рассказа­сообщения об известных морфемах и способах словообразования имён существительных. (Можно представить связный рассказ по цепочке: одна пара начинает, другая добавляет (если необходимо), затем на вопрос отвечает третья пара и т.д.) По ходу ответов делаются краткие записи на доске.

 

2. Проверка ответов проводится с помощью последующих упражнений.

Упр. 346 – актуализируется умение разграничивать суффиксальный и приставочно­суффиксальный способы образования имён существительных на основе установления отношений между производным и производящим словом.

Выполняется устно.

– Что нужно сделать, чтобы установить способ словообразования? (Найти слово, от которого образовано данное, т.е. его производящую основу.)

– Каким способом, по­вашему, чаще всего образуются имена существительные?

 

 

 

Упр. 347 – развивается умение определять значение суффиксов имён существительных и подбирать синонимические суффиксы. Выполняется самостоятельно в тетрадях. Выводы на основе вопросов

– Выделите суффиксы у имён существительных.

– Какое значение они имеют? (Уменьшительное, ласкательное.)

– Как вы определили это значение? (Объяснили слова через однокоренные – производящие.)

– Докажите, что в этих словах синонимичные суффиксы. (Они разные (­ик­, ­очк­, ­инк­, ­к­), а значение одно – уменьшительное.)

– Вот о таких ласковых и добрых суффиксах послушайте сказку и помогите мне её рассказывать.

 

Сказка

Как­то на одну волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и они решили на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева – … (корни). Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали … (новые слова). Суффиксы ­ик­, ­ушк­, ­оньк­, ­еньк­, ­ец­, ­иц­, ­чик­ были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали … (уменьшительное или ласкательное значение). Например: домик, бабушка, берёзонька, сестрица, братец. А вот суффикс ­ищ­ любил всё большое, например, кота он превращал в … (котище), дом в … (домище). Но каждый суффикс нужен, так как выполняет очень важную работу – … (образует новые слова).

 

– Это удивительно интересная работа, ребята. Попробуйте и вы ею заняться! А поможет вам в этом текст упр. 348.

 

Упр. 348 – развивается умение разграничивать стилистические суффиксы со значением «женскости».

– О каких суффиксах говорится в тексте? (­их­ , ­ш­, а также ­есс­, ­ичк­.)

– Какое значение они имеют? (Называют женщин по роду деятельности, лиц женского пола.)

– Сравните с упр. 347. Что общего заметили? Как называются такие суффиксы? (Синонимичными.)

– Какую новую информацию вы для себя нашли? (Суффиксы у слов женского рода могут отличаться стилистически: быть разговорными, шутливыми, а также грубыми, нелитературными – врачиха.)

Упр. 349 – развивается умение образовывать существительные с отвлечённым значением от имён прилагательных, подбирать к ним антонимы, выделять суффиксы отвлечённости.

Методическая рекомендация. Ученики могут продолжить ряд словами сильный, отважный, от которых образуются существительные сила, отвага бессуффиксным способом. Этот способ будет изучаться на следующем уроке, поэтому не следует фиксировать на этом внимание. Важно сосредоточиться на суффиксах ­ость, ­ств­ (благородство) и др., которые имеют материальное выражение и обозначают отвлечённый признак.

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему).

3. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать.

 

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

 

 

VI. Итог урока.

 

 

Упр. 350. Ученики обсуждают, как можно составить таблицу суффиксов имён существительных, предлагают свои варианты. Затем проводится коллективная работа по таблице (см. учебник, кн. 2,

с. 227).

Ученики отвечают на вопросы в упр. 350. (Суффиксы, записанные в группе с одним значением, – синонимичные, а выделенные шрифтом – повторяются в разных группах, т.е. имеют разное значение, – омонимичные.)

 

 

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица).

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

Н. Знать значения суффиксов имён существительных (по таблице на

с. 227), подобрать по 2–3 своих примера слов на каждое значение суффикса.

П. Проанализировать по таблице (с. 227) два последних значения суффикса – «действие» и «признак». Подобрать предложения из учебников по математике, истории, природоведению, где встречаются имена существительные, образованные с помощью суффиксов со значением «действие» и «признак».

 

 

 

[ Скачать с сервера (64.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.