Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Языковая разминка.
| – Записать под диктовку предложение: У берегов наросла стеклянная полоска льда. (К. Паустовский) – Обозначьте орфограммы в корне слова. Это один или разные виды орфограмм? – Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему. – Разберите слово льда по составу, подберите к нему однокоренные слова разных частей речи.
|
Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
|
III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
| Учитель может использовать материал предметного диска (см. prezent_rus_5kl_ur81) или использовать предложенный ниже материал. 1. Подводящая к вопросу беседа. – О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт? Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам. (Имя существительное.)
– Что вы знаете об имени существительном? Ответы учеников. – Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название § 37. – Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.) – Прочитайте вопросы после параграфа, обсудите их в парах и ответьте на вопрос: – Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.) – Назовите ключевые слова урока. (Имя существительное, лексическое значение.)
2. Формулировка основного вопроса урока. Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». Среди предложенных для наблюдения слов представлены слова как с конкретным предметным значением, так и с отвлечённым. Важно зафиксировать это различие на уровне толкований: показать, что если первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, то остальным словам сложнее: зелень – чтото зелёного цвета; широта – чтото широкое; чтение – читать и т.п. В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?»
|
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
IV. Открытие новых знаний.
|
1. – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Послушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова».
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полнымполно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И всё, что в памяти у нас, – Означено словами.
– Какие названия здесь перечислены? Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам.
2. Упр. 339 – группировка имён существительных по общности лексического значения части речи. Ученики выполняют самостоятельно, проверка коллективная. Запись имён существительных группами. – Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.)
3. Упр. 340 – развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет). – Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи? – Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.) – Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена существительные?
4. Чтение текста в рамке после упр. 340. – Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.) – Составьте схемуопору текста в рамке. – Сколько групп слов вы выделите? Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. материал предметного диска – схему-опору «Лексическое значение имён существительных» к п. 37).
|
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать. 2. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
|
V. Углубление и обобщение изученного.
| 1. Актуализация изученного. – Вспомните, какими ещё признаками кроме значения характеризуются части речи. Ответы учеников. а) Беседа по вопросам § 38 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем». Ученики задают вопросы друг другу (первый ряд – второму, второй – третьему, третий – первому). б) Упр. 342 – наблюдение над признаками имён существительных. – Какое лексическое значение имеют выделенные в тексте имена существительные? (Конкретные предметы, животные, птицы.) – А какие ещё возможны значения у имён существительных как части речи? (Действие, признак.) – Назовите морфологические признаки выделенных слов, функцию их в предложении. 2. Чтение текстаопределения имени существительного в рамке после упр. 342. – Что нового в определении имени существительного вы обнаружили? (Значение «предмет в грамматике».) – Покажите на примере, когда значения «предмет в грамматике» и «предмет в жизни» расходятся. – Как можно классифицировать морфологические признаки имён существительных? (Постоянные, непостоянные.)
– Оформите содержащиеся в тексте сведения об имени существительном в виде таблицы (см. материал предметного диска – таблицу «Имя существительное как часть речи» к п. 38).
Имя существительное – Прочитайте ключевые слова темы. Конкретизируйте понятие «общее грамматическое значение».
|
Познавательные УУД 1. Ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).
|
VI. Развитие учебно языковых и речевых умений.
| Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных (движение), грамотно оформлять текст на письме. Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением. Ученики на основе выполненной работы делают вывод об общем грамматическом значении «предмет у всех слов» и лексическом значении «предмет у одной из групп слов». Выполняется самостоятельно, результаты обсуждаются коллективно.
Упр. 344 – развивается умение выявлять сходство и различие в признаках имён существительных, определять морфологические признаки имён существительных. – По какому признаку оказались лишними слова в каждом ряду? (В 1м и 2м рядах – по значению, в 3м – по принадлежности к части речи.) – Над какими признаками существительных вы работали в этом упражнении? (Над морфологическими признаками.) Выполняется в парах, проверка с помощью доски (на закрывающихся частях доски работают два человека, 3й пример – взаимопроверка между парами). Дополнительно. Самостоятельная работа (выдаются бланкилисточки для работы на каждого ученика). a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие. Д Д Шёпот, робкое дыханье, П П Трели соловья. Пр Д Серебро и колыханье П Сонного ручья. Д П Свет ночной. Ночные тени, П Тени без конца. П Д Ряд волшебных изменений П Милого лица.
б) – Выписать из стихотворения по одному существительному, соответствующему морфологическим признакам: 1) существительное неодушевлённое, женского рода, 3го склонения, во множественном числе, именительном падеже; 2) существительное одушевлённое, мужского рода, 2го склонения, в единственном числе, родительном падеже.
|
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
VII. Итог урока.
| – Ответьте на основной вопрос урока: «Какие значения могут быть у имён существительных?» – Какое общее грамматическое значение их всех объединяет? (Предмет.)
– Чему учились на уроке? – Были ли трудности? Что было интересно на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя?
|
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ |
VIII. Домашнее задание.
|
1. По § 38: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных», рассказать по таблице об имени существительном как части речи. 2. Н. Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания). П. Упр. 345 – выполнить последнее задание.
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |