Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 81 Тема: Лексическое значение имени существительного. Имя существительное как часть речи.

УРОК 81

 Тема:   Лексическое значение имени существительного. Имя существительное как часть речи.

 

Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

6ЛР: анализировать и характеризовать общеграмматическое значение «предмет» (в том числе значения «действие» как предмет и «признак» как предмет), выявлять морфологические признаки имени существительного.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка.

 

– Записать под диктовку предложение:

У берегов наросла стеклянная полоска льда.  (К. Паустовский)

– Обозначьте орфограммы в корне слова. Это один или разные виды орфограмм?

– Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему.

– Разберите слово льда по составу, подберите к нему однокоренные слова разных частей речи.

 

 

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

 

III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

 

 

Учитель может использовать материал предметного диска (см. prezent_rus_5kl_ur81) или использовать предложенный ниже материал.

1. Подводящая к вопросу беседа.

– О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт?

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам. (Имя существительное.)

 

 

– Что вы знаете об имени существительном?

Ответы учеников.

– Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название § 37.

– Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.)

– Прочитайте вопросы после параграфа, обсудите их в парах и ответьте на вопрос:

– Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.)

– Назовите ключевые слова урока. (Имя существительное, лексическое значение.)

 

2. Формулировка основного вопроса урока.

Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока».

Среди предложенных для наблюдения слов представлены слова как с конкретным предметным значением, так и с отвлечённым. Важно зафиксировать это различие на уровне толкований: показать, что если первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, то остальным словам сложнее: зелень – что­то зелёного цвета; широта – что­то широкое; чтение – читать и т.п.

В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?»

 

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

 

IV. Открытие новых знаний.

 

 

1. – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Послушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова».

 

 

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным­полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, –

И всё, что в памяти у нас, –

Означено словами.

 

– Какие названия  здесь перечислены? Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам.

 

2. Упр. 339 – группировка имён существительных по общности лексического значения части речи.

Ученики выполняют самостоятельно, проверка коллективная. Запись имён существительных группами.

– Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.)

 

3. Упр. 340 – развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет).

– Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи?

– Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.)

– Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена существительные?

 

 

4. Чтение текста в рамке после упр. 340.

– Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.)

– Составьте схему­опору текста в рамке.

– Сколько групп слов вы выделите?

Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. материал предметного диска – схему-опору «Лексическое значение имён существительных» к п. 37).

 

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать.

2. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

 

 

V. Углубление и обобщение изученного.

 

1. Актуализация изученного.

– Вспомните, какими ещё признаками кроме значения характеризуются части речи.

Ответы учеников.

а) Беседа по вопросам § 38 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем». Ученики задают вопросы друг другу (первый ряд – второму, второй – третьему, третий – первому).

б) Упр. 342 – наблюдение над признаками имён существительных.

– Какое лексическое значение имеют выделенные в тексте имена существительные? (Конкретные предметы, животные, птицы.)

– А какие ещё возможны значения у имён существительных как части речи? (Действие, признак.)

– Назовите морфологические признаки выделенных слов, функцию их в предложении.

2. Чтение текста­определения имени существительного в рамке после упр. 342.

– Что нового в определении имени существительного вы обнаружили? (Значение «предмет в грамматике».)

– Покажите на примере, когда значения «предмет в грамматике» и «предмет в жизни» расходятся.

– Как можно классифицировать морфологические признаки имён существительных? (Постоянные, непостоянные.)

 

 

– Оформите содержащиеся в тексте сведения об имени существительном в виде таблицы (см. материал предметного диска – таблицу «Имя существительное как часть речи» к п. 38).

 

                                      Имя существительное                                              

– Прочитайте ключевые слова темы. Конкретизируйте понятие «общее грамматическое значение».

 

 

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

 

 

 

VI. Развитие учебно­

языковых и речевых умений.

 

Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных (движение), грамотно оформлять текст на письме.

Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением.

Ученики на основе выполненной работы делают вывод об общем грамматическом значении «предмет у всех слов» и лексическом значении «предмет у одной из групп слов».

Выполняется самостоятельно, результаты обсуждаются коллективно.

 

Упр. 344 – развивается умение выявлять сходство и различие в  признаках имён существительных, определять морфологические признаки имён существительных.

– По какому признаку оказались лишними слова в каждом ряду? (В 1­м и 2­м рядах – по значению, в 3­м – по принадлежности к части речи.)

– Над какими признаками существительных вы работали в этом упражнении? (Над морфологическими признаками.)

Выполняется в парах, проверка с помощью доски (на закрывающихся частях доски работают два человека, 3­й пример – взаимопроверка между парами).

Дополнительно.

Самостоятельная работа (выдаются бланки­листочки для работы на каждого ученика).

a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие.

Д                                 Д

Шёпот, робкое дыханье,

П                 П

Трели соловья.

Пр               Д

Серебро и колыханье

                     П

Сонного ручья.

                           Д                                   П

                        Свет ночной. Ночные тени,

                           П

                        Тени без конца.

                           П                                   Д

                        Ряд волшебных изменений

                                       П

                        Милого лица.

 

 

б) – Выписать из стихотворения по одному существительному, соответствующему морфологическим признакам:

1) существительное неодушевлённое, женского рода, 3­го склонения, во множественном  числе, именительном падеже;

2) существительное одушевлённое, мужского рода, 2­го склонения,  в единственном числе, родительном падеже.

 

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

VII. Итог урока.

 

– Ответьте на основной вопрос урока: «Какие значения могут быть у имён существительных?»

– Какое общее  грамматическое значение их всех объединяет? (Предмет.)

 

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VIII.  Домашнее задание.

 

 

1. По § 38: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных», рассказать по таблице об имени существительном как части речи.

2. Н. Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания).

П. Упр. 345 – выполнить последнее задание.

 

 

 

[ Скачать с сервера (71.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.