Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Языковая разминка.
| Н. Запись предложения под диктовку учителя (один человек у доски): Ландыш уже распустился, и белые чашечки его цветов светились в тёмной траве. (В. Солоухин) – Составьте задания к этому предложению и предложите их отвечающему и классу. Учитель корректирует задания, которые задают ученики из класса, а ученик у доски после выполнения делает самооценку. П. Запись предложений под диктовку учителя (из ТСР самостоятельная работа № 9, задание 8 Б). «Будьте осторожны, дети! Не свалитесь с карусели», – просила нас мама, и глаза её выдавали скрытое волнение. В ответ мы кричали: «Не бойся, мамочка! Мы не упадём!» Самопроверка с помощью компьютерной презентации (на слайде представлены варианты с расстановкой знаков препинания). – Составьте схемы этих предложений. Два человека составляют у доски. – Что общего у этих предложений? А чем они отличаются? – Почему нужно поставить запятую перед союзом и в словах автора в первом предложении? – Назовите орфограммупробел в этих предложениях. – Могу ли я сказать, что эти предложения взяты из учебнонаучного текста? Почему? А в каком тексте возможны эти предложения?
| Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, различать, задавать вопросы. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.
Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3. Выступать перед коллективом сверстников. |
III. Формулирование цели урока на основе актуализации изученного.
| – Вспомните признаки научного и художественного текста. Выступления учеников с устными рассказами на тему «Художественный и научный текст» (по домашнему заданию). – А к какому виду следует отнести тексты в ваших учебниках, например, в учебнике по русскому языку? – Проверьте себя, прочитав название § 34. – Выскажите предположение о содержании и целях урока. Примечание. Ученикам, обучающимся по непрерывному курсу русского языка в Образовательной системе «Школа 2100», знакомы многие понятия и приёмы технологии продуктивного чтения: изучающее чтение, этапы работы с текстом (до чтения, во время чтения, после чтения), диалог с автором и др. Поэтому они могут их назвать при формулировании цели.
|
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель. |
IV. Дальнейшее освоение технологии продуктивного чтения (изучающее, «медленное» чтение).
| 1. Этап до чтения текста. 1) Упр. 319 – развивается умение выявлять цель чтения учебнонаучных текстов. 2) Упр. 320 – дальнейшее развитие механизма антиципации (по заглавию прогнозируется тема, содержание и построение текстов). Упражнение выполняется по шагам задания под руководством учителя. Методическая рекомендация. Подобная работа проводилась в 1–4м классах на уроках литературного чтения на этапе знакомства с новым текстом. Теперь данное умение развивается на материале названий учебнонаучных текстов. 3) Упр. 321 – корректировка предположений о содержании текста по его названию после первичного чтения текста. 2. Этап «во время чтения». 1) Беседа (актуализация знаний). – Какими приёмами вы обычно пользуетесь, чтобы понять содержание художественного текста? (Читаем фамилию автора, заглавие, рассматриваем иллюстрации к тексту и высказываем предположение о его содержании, теме, героях...) – Что значит вести «диалог с автором»? (Искать прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы на них, искать ответ в тексте, проверять себя по ходу чтения и т.д.) – Что же нужно делать, чтобы понять учебнонаучный текст? Выскажите свои гипотезы. Ответы учеников. – Об этом узнаем из текста в рамке после упр. 321. 2) Чтение текста инструкции в рамке. Беседа после чтения: – Какие приёмы изучающего чтения вы можете назвать? – Зачем нужно знать эти приёмы? (Чтобы понять, лучше запомнить и пересказать.) – Используете ли вы эти приёмы при чтении? Легко ли вам читать и запоминать прочитанное? – Назовите приёмы, которые помогают пониманию текста и его запоминанию. (См. материал предметного диска – приёмы изучающего чтения к § 34.) 3) Практическое применение приёмов изучающего чтения учебнонаучного текста. Упр. 322. Сначала читаем текст в левой колонке (по частям), затем вопросы к каждому абзацу в правой колонке. – Как называется система вопросов в правой колонке? (Вопросным планом.) – Попробуйте ответить на эти вопросы. – Сделайте вывод, поняли ли вы текст, состоялось ли изучающее чтение. Обратить внимание учеников на выделенные предложения. – Почему они даны в скобках? (Это вопросы к автору по ходу чтения.) – Как можно назвать слова, выделенные в тексте светлым курсивом? (Ключевые слова.) – Когда можно и нужно пользоваться изучающим чтением? 3. Этап после чтения текста. Чтение вывода, текста в рамке после упр. 322.
|
Личностные результаты 1. Стремиться к речевому самосовершенствованию. 2. Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, ведению диалога с автором.
Познавательные УУД 1. Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения. 2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию. 3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, вопросы, план).
Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
V. Итог урока.
| – Назовите ключевые слова урока. – Трудно ли вам было осваивать изучающее чтение учебнонаучного текста? Почему?
– Оцените степень сложности заданий на уроке и их актуальность. – Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами? – Как изученный материал может вам пригодиться при решении практических (жизненных) задач?
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ |
VI. Домашнее задание. |
ТСР, проверочная работа № 9 (А или Б).
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |