Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 73. Тема: Р/р Учебно­научный текст. Изучающее чтение. Освоение приёмов изучающего чтения.

УРОК 73.

 Тема:   Р/р  Учебно­научный текст. Изучающее чтение. Освоение приёмов изучающего чтения.

 

Тип урока. Урок развития речи.

Цели как деятельность учеников.

М/п: вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию.

1ЛР: осознанно пользоваться механизмами (антиципации, сжатия, опоры на ключевые слова) и приёмами (выделение микротем, вопросы к автору, поиск ответов в тексте и др.) читательской деятельности.

3ЛР: создавать устные высказывания в учебно­научном стиле. 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

Н. Запись предложения под диктовку учителя (один человек у доски):

Ландыш уже распустился, и белые чашечки его цветов светились в тёмной траве. (В. Солоухин)

– Составьте задания к этому предложению и предложите их отвечающему и классу.

Учитель корректирует задания, которые задают ученики из класса, а ученик у доски после выполнения делает самооценку.

П. Запись предложений под диктовку учителя (из ТСР самостоятельная работа № 9, задание 8 Б).

«Будьте осторожны, дети! Не свалитесь с карусели», – просила нас мама, и глаза её выдавали скрытое волнение. В ответ мы кричали: «Не бойся, мамочка! Мы не упадём!»

Самопроверка с помощью компьютерной презентации (на слайде представлены варианты с расстановкой знаков препинания).

– Составьте схемы этих предложений.

Два человека составляют у доски.

– Что общего у этих предложений? А чем они отличаются?

– Почему нужно поставить запятую перед союзом и в словах автора в первом предложении?

– Назовите орфограмму­пробел в этих предложениях.

– Могу ли я сказать, что эти предложения взяты из учебно­научного текста? Почему? А в каком тексте возможны эти предложения?

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, различать, задавать вопросы.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Выступать перед коллективом сверстников.

 

III. Формулирование цели урока на основе актуализации изученного.

 

– Вспомните признаки научного и художественного текста.

Выступления учеников с устными рассказами на тему «Художественный и научный текст» (по домашнему заданию).

– А к какому виду следует отнести тексты в ваших учебниках, например, в учебнике по русскому языку?

– Проверьте себя, прочитав название § 34.

– Выскажите предположение о содержании и целях урока.

Примечание. Ученикам, обучающимся по непрерывному курсу русского языка в Образовательной системе «Школа 2100», знакомы многие понятия и приёмы технологии продуктивного чтения: изучающее чтение, этапы работы с текстом (до чтения, во время чтения, после чтения), диалог с автором и др. Поэтому они могут их назвать при формулировании цели.

 

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

 

IV. Дальнейшее освоение технологии продуктивного чтения (изучающее, «медленное» чтение).

 

1. Этап до чтения текста.

1) Упр. 319 – развивается умение выявлять цель чтения учебно­научных текстов.

2) Упр. 320 –  дальнейшее развитие механизма антиципации (по заглавию прогнозируется тема, содержание и построение текстов).

Упражнение выполняется по шагам задания под руководством учителя.

Методическая рекомендация. Подобная работа проводилась в

1–4­м классах на уроках литературного чтения на этапе знакомства с новым текстом. Теперь данное умение развивается на материале названий учебно­научных текстов.

3) Упр. 321 – корректировка предположений о содержании текста по его названию после первичного чтения текста.

2. Этап «во время чтения».

1) Беседа (актуализация знаний).

– Какими приёмами вы обычно пользуетесь, чтобы понять содержание художественного текста? (Читаем фамилию автора, заглавие, рассматриваем иллюстрации к тексту и высказываем предположение о его содержании, теме, героях...)

– Что значит вести «диалог с автором»? (Искать прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы на них, искать ответ в тексте, проверять себя по ходу чтения и т.д.)

– Что же нужно делать, чтобы понять учебно­научный текст? Выскажите свои гипотезы.

Ответы учеников.

– Об этом узнаем из текста в рамке после упр. 321.

2) Чтение текста инструкции в рамке. Беседа после чтения:

– Какие приёмы изучающего чтения вы можете назвать?

– Зачем нужно знать эти приёмы? (Чтобы понять, лучше запомнить и пересказать.)

– Используете ли вы эти приёмы при чтении? Легко ли вам читать и запоминать прочитанное?

– Назовите приёмы, которые помогают пониманию текста и его запоминанию. (См. материал предметного диска – приёмы изучающего чтения к § 34.)

3) Практическое применение приёмов изучающего чтения учебно­научного текста.

Упр. 322. Сначала читаем текст в левой колонке (по частям), затем вопросы к каждому абзацу в правой колонке.

– Как называется система вопросов в правой колонке? (Вопросным планом.)

– Попробуйте ответить на эти вопросы.

– Сделайте вывод, поняли ли вы текст, состоялось ли изучающее чтение.

Обратить внимание учеников на выделенные предложения.

– Почему они даны в скобках? (Это вопросы к автору по ходу чтения.)

– Как можно назвать слова, выделенные в тексте светлым курсивом? (Ключевые слова.)

– Когда можно и нужно пользоваться изучающим чтением?

3. Этап после чтения текста.

Чтение вывода, текста в  рамке после упр. 322.

 

 

Личностные результаты

1. Стремиться к речевому самосовершенствованию.

2. Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, ведению диалога с автором.

 

 

Познавательные УУД

1. Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.

3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, вопросы, план).

 

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

V. Итог урока.

 

–  Назовите ключевые слова урока.

– Трудно ли вам было осваивать изучающее чтение учебно­научного текста? Почему?

 

– Оцените степень сложности заданий на уроке и их актуальность.

– Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами?

– Как изученный материал может вам пригодиться при решении практических (жизненных) задач?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VI. Домашнее задание.

                                                       

 

ТСР, проверочная работа № 9 (А или Б).

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (55.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.