Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 70. Тема: Художественный и научный текст.

УРОК 70.

 Тема:   Художественный и научный текст.

Тип урока. Урок развития речи.

Цели как деятельность учеников.

М/к: договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, работать по плану,  осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед коллективом сверстников.

3ЛР: создавать устные речевые высказывания в учебно­научном стиле. 

5ЛР: устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности (научный, художественный, учебно­научный), сопоставлять тексты с точки зрения их цели, содержания, языковых средств. 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Письмо по памяти:

Куда вы, кораблик, плывёте, и где вы, кораблик, живёте? (Ю. Мориц)

– Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составьте схему.

[–, О, =]1, и [–, О, =]2?

Два человека у доски (морфологический разбор слова плывёте, разбор по составу слова кораблик).

2. Беседа на основе домашнего задания.

– Какие ещё виды сложных предложений, кроме рассмотренного в языковой разминке, вы знаете?

– Составьте обобщённую схему, используя обозначения для сложных предложений: БС, СС, СП, а также другие знаки (=, =/ ).

3. Устные рассказы о видах сложных предложений по схеме в

упр. 313.

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Выступать перед коллективом сверстников.

 

III. Введение в тему и формулирование целей урока.

 

– Откройте учебник на с. 204. Какие заголовки вы видите?

– Какое будет ключевое слово в нашей работе? (Текст.)

– Что означает пословица, записанная в правом верхнем углу? (Это эпиграф к разделу.)

– Как вы понимаете его смысл?

– Попробуйте предположить, чем мы будем заниматься, изучая этот раздел?

– По названию § 33 (это тема урока) сформулируйте цели урока.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

 

IV. Систематизация и углубление изученного.

 

 

1. Упр. 314 – наблюдение над текстами научного и художественного стиля. Ученики работают в группах.

Для организации работы учитель предлагает инструкцию (она выводится на слайде с помощью презентации или раздаётся на группу).

1) Прочитать тексты 1, 2, 3 в упр. 314.

2) Обсудить их по предложенному в учебнике плану.

3) Ответить на вопросы после текстов (обратить внимание на роль знаков препинания и использование слов в переносных значениях).

4) Подготовить иллюстрации (можно словесные) к каждому тексту.

5) Сделать вывод об особенностях научного и художественного текста. Подготовить небольшие выступления по теме урока.

После выступлений подводится итог (это может сделать одна из групп).

2. Упр. 315 – наблюдение над текстом учебно­научного стиля.

Беседа под руководством учителя по вопросам к упр. 315.

Учитель показывает, что существуют тексты, соединяющие особенности научного и художественного стиля (наподобие часового стекла, странный, немигающий взгляд, гипнотическое действие, как чулок, выползки, чудодейственные свойства и др.), они называются учебно­научными, научно­популярными.

 

 

 

– Сформулируйте главную цель, которую ставят авторы в научном и учебно­научном тексте. (В научном – информировать, сообщить о признаках, свойствах предмета; в учебно­научном – сообщить о признаках так, чтобы заинтересовать в дальнейшем изучении и познании предмета, подчеркнуть что­то необычное, неожиданное.)

3. Упр. 316 – развитие устной речи: умения самостоятельно создавать текст, основанный на сравнении.

Учитель может напомнить план: сначала определите общее (по цели и задаче, лексике, синтаксису), затем различия.

 

Личностные результаты

1. Стремиться к речевому самосовершенствованию.

2. Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации).

 

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2.  Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

 

V. Итог урока.

 

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам для сравнения тексты на одну и ту же  тему?

 

– Оцените степень сложности заданий на уроке и их актуальность.

– Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами?

– Как изученный материал может вам пригодиться при решении жизненных задач?

– Оцените свою работу на уроке (по алгоритму).

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VI. Домашнее задание.

                                                       

 

 

1. Упр. 317 (устно).

2. П. Подобрать тексты научного и художественного стиля (отрывки) об одном и том же предмете (животном, растении, камне и т.д.).

 

 

 

[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.