Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
6 класс

УРОК 6 Тема: Слова, заимствованные из старославянского языка

УРОК 6

 Тема: Слова, заимствованные из старославянского языка

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Личностные: осознавать связь русского языка с культурой и историей России.

Метапредметные:

М/п: извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря иностранных слов), пользоваться разными видами чтения

(ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.

М/к: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное

мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.

Предметные:

2ЛР: расширять словарный запас на основе усвоения значений старославянизмов.

6ЛР: опознавать старославянизмы по их отличительным признакам: неполногласным сочетаниям в корнях и приставках в

соответствии с полногласными сочетаниями в русском языке, уместно употреблять их в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Словарный диктант.

 

Вестибюль, дизайн, каникулы, фойе, балет, сувенир, эксперимент, театр, партер, экспонат, теннис, виолончель, десерт, репертуар, коктейль, рояль, жюри, аллегория, инфекция.

 

 

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Устный опрос.

– Как отличить заимствованные слова от исконно русских?

– По каким признакам можно узнать заимствования из греческого

языка? (Корни -поли-, -фон-.) Приведите примеры.

– Приведите примеры заимствований из европейских языков.

– Из каких языков заимствованы слова, найденные вами в учебниках по разным предметам? (Приводят примеры слов из домашней работы)

– Что значит «заимствованные слова освоены русским языком»?

2. Упр. 34 – развивается языковая догадка при поиске заимствованных слов с опорой на толкование лексических значений.

В случае затруднения учитель может предложить слова для справок: фауна, мемуары, интервью, флора, биография, каталог, шасси, аннотация.

Проверка осуществляется по заранее написанному на доске образцу (можно использовать материал предметного диска – список заимствованных слов (по толкованиям лексических значений) к § 2):

1) мемуары;

2) флора;

3) фауна;

4) аннотация;

5) интервью;

6) шасси;

7) биография;

8) каталог.

 

ТОУУ

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы.

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

IV. Постановка проблемного вопроса урока.

 

 

– Прочитайте ключевые слова урока.

– Какую новую информацию вы получили из этих слов?

– Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Что такое старославянизмы? Какие у них признаки? Чем отличаются от других заимствованных слов?)

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

 

V. Открытие новых знаний.

 

1. Актуализация знаний о создателях славянской азбуки Кирилле

и Мефодии.

Упр. 35 – ознакомительное чтение текста, выявление новой информации.

2. Упр. 36 – изучающее чтение текста, осмысление понятия «старославянизмы».

Работа по вопросам после чтения текста.

– Старославянизмы – это исконные (русские) или заимствованные

слова?

– К какому периоду заимствований они относятся?

– С чем были связаны эти заимствования?

Задание на проверку понимания:

– запишите пары слов: золотой – златой, волосы – златовласка, ворота – врата (вратарь).

– Укажите, какое из слов старославянское, а какое – русское. Назовите (подчеркните) признак старославянизма и признак русского слова.

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Выявлять необходимую информацию в тексте и соотносить её с проблемой урока.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте.

 

 

VI. Развитие учебно­языковых умений.

 

 

Упр. 37 – развивается умение соотносить старославянизмы и русские слова с сочетаниями -ла-, -ле, -ра-, -ре-/-оло-, -оро-, -ере-, устанавливать сходство и различие значений с опорой на словарь.

Сначала работа по образцу (1–2 человека у доски), затем самостоятельно с взаимопроверкой.

Упр. 38 – развивается умение соотносить старославянизмы с приставками пре-, пред- и соответствующие русские слова с приставками пере-, перед-.

Выполняется в парах. Проверка коллективная.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VII. Итог урока.

– Прочитайте ещё раз ключевые слова в конце темы.

 Составьте на их основе схему (можно использовать материал предметного диска – схему «Лексика русского языка по происхождению» к § 2):

 

– Задайте вопросы по теме урока.

 

 

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VIII. Домашнее задание.

 

 

Упр. 39 (выписать только старославянизмы, остальные орфограммы объяснить устно).

 

 

 

[ Скачать с сервера (62.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.