Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 68. Тема: Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)* (с пр

УРОК 68.

 Тема:   Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения (ознакомление)*

            (с презентацией).

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема), преобразовывать информацию, строить рассуждения, делать выводы и обобщения.

6/4ЛР: отличать сложноподчинённые предложения от других видов сложных предложений, находить главную и придаточную части, моделировать сложноподчинённые предложения из простых, пунктуационно оформлять сложноподчинённые предложения, строить их схемы.

2ЛР: осознанно обогащать грамматический строй своей речи.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Словарный диктант.

 

 

– Запишите под диктовку слова сначала в 1­й столбик, затем во 2­й.

– Почему так разделены слова?

восстание                             галерея

кристалл                               расчёт

профессия                              расцвет

пессимизм                              талант

пассивный                             экзамен

терраса                                 километр

одновременно                        юный

– Какое слово вам встретилось в домашней работе? (Одновременно.)

– В чём его особенность? (Можно произносить по­разному: с ударением на 3­й и 4­й слог.)

 

 

Познавательные УУД

Осуществлять сравнение и классификацию, выделяя их основания и критерии.

 

Коммуникативные УУД

Соблюдать в учебных и внеучебных ситуациях требования литературных норм.

 

 

III. Постановка основного вопроса урока.

 

 

Материал для наблюдений лучше представить с помощью презентации (см. prezent_rus_5kl_ur68), чтобы ученики заранее не прочитали название – сложноподчинённые предложения.

Беседу учитель проводит на основе заданий учебника:

– В чём сходство и отличие предложений?

– Как называется связь, обозначенная стрелками?

– Какой вопрос можно задать от главного слова?

– Чем выражена зависимая часть? (В 1­м случае словом, во 2­м – целым предложением.)

– Вспомните предыдущие темы и сформулируйте основной вопрос урока. (Как называется сложное предложение, части которого соединены подчинительной связью?)

– Подумайте, как их можно назвать. (Ответы.) Откройте учебник и сравните с формулировкой в учебнике.

Запись темы урока: Сложноподчинённые предложения.

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

 

IV. Открытие нового знания.

 

1. Наблюдение над характером связи частей сложноподчинённого предложения.

Упр. 308 – выполняется по заданию к упражнению.

Отвечая на вопросы, ученики приводят примеры из текста и делают вывод об особенностях сложноподчинённых предложений.

2. Чтение текста в рамке учебника (упр. 309).

– Встречались ли с такими предложениями в начальной школе? (Нет, такие предложения не рассматривали.)

– Объясните, почему эти предложения получили такое название.

– Как соединяются части сложноподчинённого предложения? (Специальными словами что, чтобы и интонацией.)

Методическая рекомендация. Учитель может сообщить, что большинство из этих слов также являются союзами, с которыми ученики познакомятся при дальнейшем обучении русскому языку.

– А как разделяются?

– Приведите примеры сложноподчинённых предложений.

 

– Есть ли что­то новое в схемах? (Да, части обозначаются по­разному: зависимая (придаточная часть обозначается круглыми скобками, слова (союзы) находятся внутри этой части, а не между частями сложного предложения, ставится стрелка, указывающая на подчинительную связь.)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (план, схема).

 

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

 

Упр. 310 – развивается умение находить главную и придаточную часть в сложноподчинённом предложении, составлять схемы сложноподчинённых предложений.

Выполняется устно с комментированием, схемы ученики составляют на доске.

Упр. 311 (выборочное осложнённое списывание) – развивается умение различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Выполняется по вариантам (рядам).

Упр. 312  – развивается умение конструировать сложноподчинённые предложения из частей – простых предложений с опорой на заданные средства связи, пунктуационно их оформлять и составлять схемы предложений.

Первое предложение разбирается коллективно под руководством учителя, остальные – самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

 

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Итог урока.

 

– Назовите ключевые слова урока. Найдите их среди ключевых слов в конце § 32.

– Дайте комментарий к ключевым словам урока.

 

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

1. Упр. 313, подготовить рассказ по опорной схеме, подобрать примеры предложений каждой группы.

2. ТСР, самостоятельная работа № 9, задание 3.

 

 

[ Скачать с сервера (51.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.