Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 66. Тема: Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения.

УРОК 66.

 Тема:   Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения.

            Сложносочинённые предложения (ознакомление)* (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6ЛР: отличать сложносочинённые предложения среди других предложений (сложных и простых предложений с однородными членами), конструировать сложносочинённые предложения из простых с использованием союзов, пунктуационно оформлять сложносочинённые предложения, строить их схемы.

2ЛР: обогащать грамматический строй своей речи.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Тренировочный словарный диктант.

 

По­моему, по моему мнению, начать, наверное, конечно, безусловно, разумеется, очевидно, кажется, вероятно, возможно, может быть, к счастью, к несчастью, к сожалению.

– Какое слово лишнее? 

– Что объединяет все остальные слова? (Они могут быть вводными.)

Взаимопроверка.

– Составьте устно предложения с вводными словами.

 

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

ТОУУ

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка основного вопроса урока.

 

Материал для наблюдений лучше вынести на доску либо использовать презентацию (см. prezent_rus_5kl_ur66).

На доске (слайде) предложения:

На лугу пестрели синие васильки и белые ромашки.

На лугу виднелись синие васильки, и белые ромашки гордо возвышались над ними.

 

– Установите сходство и отличие предложений.

– Как вы думаете, какую связь выражает союз и в сложном предложении – сочинительную или подчинительную? Почему?

– Сформулируйте основной вопрос урока.

Какую связь выражает союз и в сложном предложении, как называются такие предложения?

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

 

 

IV. Открытие новых знаний.

 

 

1. Вопросы на актуализацию изученного:

– Какую роль (функцию) выполняют знаки препинания в сложном предложении? (Разделительную.)

– Как могут быть соединены части сложных предложений? (Без союзов при помощи интонации; при помощи союзов и интонации.)

– Как можно назвать союзы и интонацию применительно к частям сложного предложения? (Средства связи частей сложного предложения.)

– Как отличить подчинительную связь от сочинительной? (Можно задать вопрос от одного слова к другому.)

2. Наблюдение над характером связи частей сложного предложения.

Упр. 298 – выполняется по заданиям к упражнению.

– На основе ответов на последние два вопроса (Можно ли задать вопрос от одной части к другой? Какими средствами связаны части сложных предложений?) сформулируйте вывод о типе связи между частями сложного предложения.

3. Чтение текста в рамке учебника (упр. 299), сравнение формулировки, сделанной учащимися, с формулировкой учебника.

– Какую новую для вас информацию содержит текст в рамке?

– Встречались ли с такими предложениями в начальной школе? (Да, но не знали, как они называются.)

 

 

 

– Какими двумя признаками должны обладать сложносочинённые предложения? (Части равноправны – сочинительная связь и средства связи – союзы и, а, но, или и интонация.)

– Приведите примеры сложносочинённых предложений.

– Есть что­то новое в схемах?

– Назовите ключевые слова урока.

– Запишите тему.

Сложносочинённое предложение.

                         

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

 

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

 

Развитие учебно­языковых и правописных умений.

Упр. 300 – развивается умение отличать сложносочинённые предложения от других предложений (сложных и простых предложений с однородными членами), пунктуационно оформлять предложения и составлять их схемы. Выполняется самостоятельно с коллективной проверкой.

Упр. 301 – развивается умение конструировать сложносочинённые предложения из смысловых отрезков – простых предложений с использованием сочинительных союзов и, а, но, или, да.

Выполняется в парах, взаимопроверка (обменяться тетрадями с учениками других пар).

 

 

Познавательные УУД

1.  Анализировать, устанавливать сходство и различия, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, конструировать, строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

 

 

 

VI. Итог урока.

 

 

– Графически (или любым удобным способом) обозначьте ключевые понятия для сложносочинённого предложения.

Вариант записи:

[     ] 1, 2, 3 , и, а, но, или, (,)

 

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении заданий?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

 

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

Упр. 302.

 

 

[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.