Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Актуализация с элементами проверки домашнего задания.
| 1. Н. Самодиктант. – Придумайте и запишите два сложных предложения по схемам: 1) [ ]1, и [ ]2. 2) [ ]1, [ ]2. Взаимопроверка. – Прочитайте из домашнего упр. 292 предложения, которые соответствуют этим схемам. – Какая ещё особенность есть у прочитанного вами предложения? (Во 2й части сложного предложения, части которого соединены только интонацией, есть однородные члены.) Дополните схемы. 2. П. Задания в виде тестовсамоконтроля с помощью компьютера представлены на слайде. (См. материал предметного диска – тест-самоконтроль к § 31.) Ученики записывают в тетрадях буквы выбранных вариантов. Проверка по ключам с последующим коллективным анализом. 1й слайд: Правильно дана характеристика предложения: Сквозь ветки солнце светит, иней золотит, и он сверкает, переливается. а) Сложное, состоит из трёх частей. б) Сложное, состоит из двух частей, в одной из которых находятся однородные члены. в) Простое с однородными членами. г) Сложное, состоит из двух частей, в обеих частях находятся однородные члены. 2й слайд: Верно расставлены знаки препинания в предложении: а) Бык и кошка спали, во сне кошка мурлыкала и это мурлыканье сливалось с бычьим храпом, и превращалось в особое двойное пение. б) Бык и кошка спали, во сне кошка мурлыкала, и это мурлыканье сливалось с бычьим храпом, и превращалось в особое двойное пение. в) Бык и кошка спали, во сне кошка мурлыкала, и это мурлыканье сливалось с бычьим храпом и превращалось в особое двойное пение. г) Бык и кошка спали во сне, кошка мурлыкала, и это мурлыканье сливалось с бычьим храпом и превращалось в особое двойное пение. 3й слайд: Правильно составлена схема предложения: Лиса бежала на юг, ловила по дороге мышей, и вот лето сменилось осенью, лёг на деревья иней, сухая бесснежная зима навалилась на землю. а) [ – , ], и [ – , , ]. б) [ – , ], и [ – = ], [ = – ], [ – = ]. в) [ – , ], и [ – = , = – ], [ – = ]. г) [ – = ] , [ – = ], и [ – = ], [ = – ], [ – = ]. Проверка: г; в; б. | ТОУУ Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему в текст). 2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Мотивирующее введение в тему урока.
| – Послушайте четверостишие, выскажите предположения о теме урока. Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения. Запись темы: Знаки препинания и их роль в письменной речи.
|
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока.
|
IV. Обобщение и систематизация изученного.
|
1. Наблюдение по учебнику. Работа в группах. Упр. 293 – выявление функции знаков препинания. В группах ученики работают с опорой на задания учебника. Можно составить или предложить алгоритм работы (см. материал предметного диска – алгоритм работы по выявлению функции знаков препинания к §31): 1) Прочитайте предложения по группам. 2) Выделите знаки препинания в каждой группе и произведите их анализ: какие именно знаки препинания используются, почему они ставятся. 3) Определите, двойные или одиночные знаки, разделяют они смысловые отрезки или выделяют. 4) Классифицируйте знаки препинания по группам. Выступления от каждой группы с выводами. Обсуждение результатов. – Кто такой вития? (См. словарь, с. 226.) 2. Работа с таблицей обобщающего характера. Упр. 294 – развивается умение вычитывать информацию из таблицы, подбирать текстовый материал. Обсуждение в группах информации, извлечённой из таблицы, подбор примеров к каждой функции знаков препинания. (См. материал предметного диска – ресурс «Таблица с дополнением смысловыми отрезками» к § 31.)
3. Упр. 295 – развитие устной связной речи учащихся. Работа в группах. Актуализация информации из текстов упр. 253, 254 о роли знаков препинания, составление плана устного сообщения с опорой на подготовленный и проанализированный материал упр. 293, 294. Выступления от групп, которые не представляли результаты на предыдущих этапах работы (1, 2).
Сопоставление информации, представленной в разных формах (см. материал предметного диска – сопоставительный анализ информации о функции знаков препинания, представленной в разных формах к § 31).
| Регулятивные УУД 1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, текст). 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, таблицу). 3. Систематизировать и представлять полученную информацию в удобной для себя форме (план, схема, таблица).
Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
|
V. Развитие учебноязыковых и правописных умений.
| 1. Работа по учебнику. Упр. 296 – развивается умение находить смысловые отрезки и определять функцию знаков препинания при них. Выполняется коллективно устно. 2. Дополнительно. Запись под диктовку, объяснение знаков препинания и определение их функции в предложении.
Знал лес Михаил Михайлович Пришвин и о всяких животных писал: и о лосе, и о волке, и о собаках. (Е.С. Барова, из «Сборника диктантов» для 5–7-го кл.)
|
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
|
VI. Итог урока. | – Прочитайте ключевые слова темы, назовите те, которые относятся к сегодняшнему уроку. Перечислите знаки препинания в каждой группе. – Определите роль знаков препинания в следующих предложениях: а) Потемнело, нахмурилось небо. (Запятая – разделительный знак.) б) Набежали мрачные тучи. (Точка – знак завершения.) в) Старый бор, кажется, затих. (Две запятые – выделительные знаки.)
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ |
VII. Домашнее задание.
|
1. Упр. 294 (знать таблицу знаков препинания). 2. Упр. 297. 3. Подготовиться к словарному диктанту (по словарику).
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |