Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 65. Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение).

УРОК 65.

 Тема:   Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение).

 

Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного.

Цели  как деятельность учеников.

М/п: отбирать и систематизировать материал, преобразовывать информацию (из таблицы в текст), строить рассуждения, представлять и передавать информацию с учётом условий общения.

М/к: работать в группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед коллективом сверстников.

6ЛР: различать функции знаков препинания, определять эти функции в предложении и тексте.

3ЛР: строить связный рассказ на лингвистическую тему.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Актуализация с элементами проверки домашнего задания.

 

 

1. Н. Самодиктант.

– Придумайте и запишите два сложных предложения по схемам:

1) [                ]1, и [                ]2.

2) [                ]1, [               ]2.

Взаимопроверка.

– Прочитайте из домашнего упр. 292 предложения, которые соответствуют этим схемам.

– Какая ещё особенность есть у прочитанного вами предложения? (Во 2­й части сложного предложения, части которого соединены только интонацией, есть однородные члены.) Дополните схемы.

2. П. Задания в виде тестов­самоконтроля с помощью компьютера представлены на слайде.  (См. материал предметного диска – тест-самоконтроль к § 31.)

Ученики записывают в тетрадях буквы выбранных вариантов. Проверка по ключам с последующим коллективным анализом.

1­й слайд:

Правильно дана характеристика предложения:

Сквозь ветки солнце светит, иней золотит,  и он сверкает, переливается.

а) Сложное, состоит из трёх частей.

б) Сложное, состоит из двух частей, в одной из которых находятся однородные члены.

в) Простое с однородными членами.

г) Сложное, состоит из двух частей, в обеих частях находятся однородные члены.

2­й слайд:

Верно расставлены знаки препинания в предложении:

а) Бык и кошка спали, во сне кошка мурлыкала и это мурлыканье сливалось с бычьим храпом, и превращалось в особое двойное пение.

б) Бык и кошка спали, во сне кошка мурлыкала, и это мурлыканье сливалось с бычьим храпом, и превращалось в особое двойное пение.

в) Бык и кошка спали, во сне кошка мурлыкала, и это мурлыканье сливалось с бычьим храпом и превращалось  в особое двойное пение.

г) Бык и  кошка спали во сне, кошка мурлыкала, и это мурлыканье сливалось с бычьим храпом и превращалось  в особое двойное пение.

3­й слайд:

Правильно составлена схема предложения:

Лиса бежала на юг, ловила по дороге мышей, и вот лето сменилось осенью, лёг на деревья иней, сухая бесснежная зима навалилась на землю.

а) [ –      ,      ], и [ –      ,      ,     ].

б) [ –      ,     ], и  [ –  = ], [ =  – ], [ –  = ].

в) [ –      ,     ],  и  [ –  = ,  =  – ], [ –  = ]. 

г) [ –  = ] ,  [ –  = ], и [ –  = ], [ =  – ], [ –  = ].

Проверка: г;  в;  б.

ТОУУ

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему в текст).

2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации.

Коммуникативные УУД

 Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

III. Мотивирующее введение в тему урока.

 

– Послушайте четверостишие, выскажите предположения о теме урока.

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

Запись темы: Знаки препинания и их роль в письменной речи.

 

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

 

 

IV. Обобщение и систематизация изученного.

 

 

1. Наблюдение по учебнику. Работа в группах.

Упр. 293 – выявление функции знаков препинания.

В группах ученики работают с опорой на задания учебника. Можно составить или предложить алгоритм работы (см. материал предметного диска – алгоритм работы по выявлению функции знаков препинания к §31):

1) Прочитайте предложения по группам.

2) Выделите знаки препинания в каждой группе и произведите их анализ: какие именно знаки препинания используются, почему они ставятся.

3) Определите, двойные или одиночные знаки, разделяют они смысловые отрезки или выделяют.

4) Классифицируйте знаки препинания по группам.

Выступления от каждой группы с выводами. Обсуждение результатов.

– Кто такой вития? (См. словарь, с. 226.)

2. Работа с таблицей обобщающего характера.

Упр. 294 – развивается умение вычитывать информацию из таблицы, подбирать текстовый материал.

Обсуждение в группах информации, извлечённой из таблицы, подбор примеров к каждой функции знаков препинания.

(См. материал предметного диска – ресурс «Таблица с дополнением смысловыми отрезками» к § 31.)

 

3. Упр. 295 – развитие устной связной речи учащихся.

Работа в группах.

Актуализация информации из текстов упр. 253, 254 о роли знаков препинания, составление плана устного сообщения с опорой на подготовленный и проанализированный материал упр. 293, 294.

Выступления от групп, которые не представляли результаты на предыдущих этапах работы (1, 2).

 

Сопоставление информации, представленной в разных формах (см. материал предметного диска – сопоставительный анализ информации о функции знаков препинания, представленной в разных формах к § 31).

 

Регулятивные УУД

1. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, текст).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в  алгоритм, таблицу).

3. Систематизировать и представлять полученную информацию в удобной для себя форме (план, схема, таблица).

 

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3.  Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 296 – развивается умение находить смысловые отрезки и определять функцию знаков препинания при них. Выполняется коллективно устно.

2. Дополнительно.

Запись под диктовку, объяснение знаков препинания и определение их функции в предложении.

 

Знал лес Михаил Михайлович Пришвин и о всяких животных писал: и о лосе, и о волке, и о собаках. (Е.С. Барова, из «Сборника диктантов» для 5–7-го кл.)

 

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

 

 

VI. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова темы, назовите те, которые относятся к сегодняшнему уроку. Перечислите знаки препинания в каждой группе.

– Определите роль знаков препинания в следующих предложениях:

а) Потемнело, нахмурилось небо. (Запятая – разделительный знак.)

б) Набежали мрачные тучи. (Точка – знак завершения.)

в) Старый бор, кажется, затих. (Две запятые – выделительные знаки.)

 

 

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

1. Упр. 294 (знать таблицу знаков препинания).

2. Упр. 297.

3. Подготовиться к словарному диктанту (по словарику).

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (59.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.