Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 59. Тема: Вводные слова – смысловые отрезки, их признаки (ознакомление). Знаки препинания в предложениях с вводными словами (ознако

УРОК 59.

 Тема:   Вводные слова – смысловые отрезки, их признаки (ознакомление). Знаки препинания в предложениях с вводными словами (ознакомление)* (с презентацией).

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: использовать разные виды чтения (выборочное, ознакомительное, изучающее), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

6ЛР: опознавать (находить) вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова.

3ЛР: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах разных стилей.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

 

Крутит ветер фонари на реке Фонтанке. Спите, дети! До зари с вами добрый ангел.  (А. Башлачёв)

1. Произведите синтаксический разбор 1­го предложения.

– Составьте схему 2­го предложения. ([=, О ]!)

– Какие знаки здесь используются: выделительные или разделительные? Почему?

– Охарактеризуйте обращение в этом предложении.

– По каким признакам вы это будете делать? (Что называет, место в предложении, распространённое или нераспространённое.)

– Приведите примеры нераспространённого обращения, затем распространённого из домашнего упр. 274. Своё мнение обоснуйте.

2. – Какой вид орфограмм преобладает в предложении?

– Обозначьте другие виды орфограмм, объясните написание.

 

 

 

III. Словарно­ орфографическая работа.

 

 

Слова конечно, наверное записываются в тетрадях, указывается орфоэпическая норма для слова коне[шн]о, подчёркиваются орфограммы.

– Какое значение имеют эти слова? (Конечно – без сомнения, наверное – по всей вероятности, есть сомнение.) Можно сказать, что первое выражает уверенность, а второе – неуверенность.

– Как называются слова с такими значениями в языке? (Антонимами.)

 

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

 

 

 

IV. Постановка проблемы урока.

 

 

Материал для наблюдений после рубрики «Определяем проблему урока», § 29, лучше представить на доске или использовать презентацию (см. prezent_rus_5kl_ur59).

Работа проводится по вопросам и заданиям в учебнике.

Можно уточнить характер отношения к тому, о чём сообщается: уверенность во 2­м предложении, предположение (неуверенность) в 3­м, оценка, чувство – в 4­м. Заканчивается работа подведением к общему понятию «смысловой отрезок» и формулировкой вопроса: как называются смысловые отрезки, выражающие отношение к сообщению?

 

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

 

 

V. Открытие нового знания.

 

1. Упр. 275 – новое понятие «вводные слова».

Чтение вслух текста упр. 275.

Проведение беседы по тексту с использованием вопросов и заданий.

– Обратите внимание на выделенные слова. Прочтите предложения без этих слов, затем с ними. Какой дополнительный смысл они вносят в предложение? (Уверенность, неуверенность.)

– Проверьте, являются ли они членами предложения. Как вы будете это делать? (Задать к ним вопросы не получается.)

– Как они выделяются в устной и письменной речи?

– Найдите информацию в упражнении, как называются эти слова.

– Запишите тему урока: Вводные слова.

 

 

– Прочитайте полное название параграфа. Какую информацию из него вы можете извлечь? Что значит ознакомление? (Будем учиться находить вводные слова в предложении, ставить знаки препинания, чтобы узнавать и использовать в речи, но изучение вводных слов будет продолжаться в следующих классах, поэтому тема не выносится на контроль.)

 

2. Упр. 276 – исследовательская работа с первичной проверкой понимания.

Работу лучше проводить в парах по заданиям учебника.

Беседа, проверяющая понимание:

– Назовите вводные слова.

– Как вы их искали?

– В каком месте в предложении находятся вводные слова?

– Как вы их выделили? (Поставили запятую.)

– В каком предложении вы поставили две запятые? Почему?
(
К счастью – в середине предложения.)

– Как вы их обозначили графически? (Буквой В.)

– Какие синонимы подобрали?

– Сделайте вывод: какие признаки имеют вводные слова? Сравните свои выводы с текстом в рамке.

 

3. Чтение текста в рамке после упр. 276 и информации ниже текста в рамке.

Беседа после чтения:

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Почему вводные слова являются смысловыми отрезками? (Имеют дополнительное значение – выражают отношение говорящего к тому, что он говорит.)

– Какие группы вводных слов по значению бывают? Сколько их?

 

– Прочитайте эти группы полностью.

– Какое место могут занимать вводные слова?

– Как называются знаки, которые ставятся при вводных словах? (Выделительные.)

– Что это значит? (Они двойные, с двух сторон.)

– Что общего есть у вводных слов и обращений (упр. 277, ученики могут сравнить оба правила, чтобы сделать вывод)? (Не являются членами предложения, могут находиться в начале, середине, конце, знаки препинания – выделительные.)

Составление сравнительной таблицы «Обращения и вводные слова». (Можно использовать материал предметного диска – сравнительная таблица к §29).

 

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и передавать различными способами.

 

 

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

 

 

 

VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

 

Развитие речевых и правописных умений.

1. Упр. 278 – развивается умение находить смысловые отрезки – вводные слова и обращения, пунктуационно оформлять их на письме, графически обозначать в предложении.

Работа в парах, коллективная проверка.

2. Упр. 279 – развивается умение читать схемы предложений с обращениями и вводными словами и составлять предложения по схемам.

Самостоятельная работа, проверка коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

5. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схемы, графические образцы).

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

 

 

 

VII. Итог урока.

 

 

– Задайте вопросы по теме урока.

 

 

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении заданий?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

 

 

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VIII. Домашнее задание.

 

 

1. Подготовить устное сообщение: сходство обращений и вводных слов. Вводные слова выписать в словарик.

2. Упр. 284.

 

 

 

[ Скачать с сервера (58.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.