Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 58. Тема: Знаки препинания в предложениях с обращением.

УРОК 58.

 Тема:   Знаки препинания в предложениях с обращением.

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм).

М/к: участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.

4ЛР: опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, пунктуационно оформлять предложения с обращениями.

3ЛР: моделировать и употреблять в речи предложения с  обращениями в соответствии с ситуацией общения.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка.

 

Запись под диктовку предложения:

А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы. (К. Паустовский)

а) Подчеркнуть грамматическую основу и составить схему предложения.

б) Выполнить  синтаксический разбор предложения.

в) Обозначить орфограммы.

– Ученика попросили записать группами слова, в которых есть одинаковые орфограммы. Он записал так:

вокруг             листья            дороги

подмёрзшие   крыльцо          крапива

– Прав ли ученик?

г) Фонетический разбор слова вокруг [вакру,к].

 

 

 

III. Актуализация изученного на материале домашнего задания.

 

 

1. Блицопрос (письменно) (см. материал предметного диска – ресурс «Блицопрос» к § 28).

Учитель читает предложения, а ученики дополняют их нужными словами, которые записывают в тетрадях.

1) Обращение называет …, к которому обращается говорящий.

2) Обращение в устной речи выделяется … интонацией.

3) На письме обращение выделяется …

4) Обращение стоит в форме … и сходно с …

5) Распространённое обращение состоит из …

6) Обращение не является …

7) В качестве обращений не используются слова …

2. Из домашнего задания приведите примеры предложений с обращениями.

Н. Читают предложения из ТСР, упр. 1, в которых есть обращения, указывают, как их обнаружили в тексте.

П. Читают самостоятельно подобранные предложения с обращениями, а класс называет обращения.

 

Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования (детального, выборочного).

 

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

 

– Послушайте стихотворение и сформулируйте рекомендацию, которую даёт автор:

Всем при обращении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можешь смело обратиться.

На письме не забывай,

Запятыми выделяй.

                                               (В. Валгина)

– Чтобы воспользоваться этой рекомендацией, проведём исследование.

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

 

V. Углубление знаний по теме.

 

1. Упр. 270 – творческое списывание с анализом обращений, их места в составе предложений.

Работа в парах по заданиям в учебнике.

Коллективное обсуждение результатов.

– Какие слова добавили? (Друг милый; ветер, ветер; свет наш солнышко.)

– Чем являются эти слова?

– Как вы их выделили на письме? Проверьте, обменявшись тетрадями.

– Все ли поставили запятые? Сколько их?

– Где находятся обращения в предложении?

– Прочитайте предложения с обращениями, которые вы записали.

– Где в ваших предложениях стоят обращения?

2. Чтение правила о постановке знаков препинания при обращении.

– Что нового вы узнали из этого правила?

– Чем отличаются 1­я и 2­я схемы? а 3­я схема от остальных?

3. Чтение информации после текста в рамке.

– Назови ключевые слова.

– В каких случаях ставятся разделительные знаки, а в каких – выделительные? (Между однородными членами – разделительные, одиночные; при обращениях – выделительные, двойные.)

– Что значит «двойные» знаки препинания? (Ставятся с двух сторон.)

– А если одна запятая при обращении, стоящем в начале предложения или в конце? (Тогда знаки – заглавная буква в начале и точка в конце.)

– Запомните: однородные члены разделяются, а обращения выделяются запятыми.

– Составьте схему­опору для этих понятий.

 

 

Познавательные УУД

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Владеть приёмами изучающего чтения, сжимать информацию до ключевых слов.

 

Коммуникативные УУД

3. Взаимодействовать в паре, группе, договариваться о совместной деятельности.

4.  Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

 

VI. Развитие речевых и правописных умений.

 

Упр. 271 – развивается умение подбирать предложения с обращениями по схемам, составлять алгоритм действий при выделении на письме обращений.

Составление алгоритма по схеме­памятке (см. урок 53) (см. материал предметного диска – ресурс «Алгоритм-памятка для нахождения смыслового отрезка – обращения» к § 28).

1) Нахожу смысловой отрезок – обращение.

2) Устанавливаю его границы (где начинается, где заканчивается).

3) Определяю место смыслового отрезка в предложении (начало, середина, конец предложения).

4) Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения).

Упр. 272 (осложнённое списывание) – развивается умение находить обращения, ставить знаки препинания, графически обозначать обращения. Выполняется самостоятельно по заданию. Взаимопроверка.

Упр. 273 – развивается умение применять приобретённые знания и умения в повседневной жизни – в официальной (школьной) и бытовой (личной) обстановке использовать обращения.

 

Познавательные УУД

5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять алгоритм).

6. Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).

Личностные результаты

1. Стремиться к речевому самосовершенствованию.

2. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях.

Коммуникативные УУД

6.  Оформлять свои мысли в устной форме.

7. Соблюдение в практике речевого общения основных норм современного русского языка.

8. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

 

VII. Итог урока.

 

– Прочитайте ключевые слова темы в конце § 28.

– Что такое выделительные знаки? В чём их особенность?

– Какие ещё группы знаков вы знаете?

– Составьте схему «Группы знаков препинания по их функции».

Вариант схемы может быть таким (см. материал предметного диска – обобщаюцая схема «Группы знаков препинания» к § 28):

Знаки препинания

знаки завершения                 разделительные            выделительные

(конец предложения)               одиночные                     двойные

      . ? ! …                              , :                                 ,  ,

 

 

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по алгоритму).

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

 

Регулятивные УУД

3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

VIII. Домашнее задание.

                                                       

 

 

1. Рассказ об обращении по ключевым словам.

2. Упр. 274.

 

 

 

[ Скачать с сервера (61.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.