Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
6 класс

УРОК 4 Тема: Происхождение фразеологизмов. Фразеологизмы в русском и других языках

                    УРОК 4

 Тема: Происхождение фразеологизмов. Фразеологизмы в русском и других языках

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать информацию из словарей, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте, осваивать ИК­технологии.

Предметные:

2ЛР: знакомиться со значениями и историей фразеологизмов.

6ЛР: группировать фразеологизмы по происхождению и значению, сравнивать фразеологизмы в русском и других языках, устанавливать соответствие между ними, правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Лингвистический словарный диктант.

 

 

1. – Закончите предложения (см. материал предметного диска – лингвистический словарный диктант по теме: «Богатство языка» к § 1):

1) Многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы составляют … (богатство языка).

 

2) Тот смысл, который есть у слова, – это его … (лексическое значение).

3) Раздел науки, изучающий устойчивые сочетания слов, называется … (фразеологией).

4) Синоним слова языкознание – … (лингвистика).

5) Язык, имеющий единые нормы произношения, написания и употребления, – это … (литературный язык).

– Что объединяет все записанные слова?

– Обозначьте орфограммы в них.

Самопроверка. На слайде представлены слова: богатство языка, лексическое значение, фразеология, лингвистика, литературный язык.

2. – Запишите существительное, образованное от прилагательного совершенный.

– В каком значении употреблено слово совершенный?

3. – Запишите слова откровенный и искренний (см. слова в рамке в теме «Фразеологизмы»).

– Какие орфограммы подчеркнули? Назовите как можно больше признаков, которые сближают эти слова (вопрос, прилагательные, две буквы н, словарные слова, синонимы).

Возможный вариант:

 

ТОУУ

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации.

 

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Мотивирующее введение в тему урока.

 

– Все вы слышали и знаете фразеологизм попасть впросак. Вспомните, что он обозначает. (Попадать в затруднительное, неловкое или смешное положение.)

 

 

– Но, оказывается, такое значение появилось у фразеологизма не случайно. Истоки его – в быту старых русских прядильщиков, канатных мастеров. Просак – это канатный станок, на котором в старину сучили верёвки. Он представлял собой сложную сеть верёвок, тянувшихся от прядильного колеса до саней, где они скручивались. Этот стан располагался обычно на улице и занимал значительное пространство. Для прядильщика попасть в такой стан одеждой или бородой означало лишиться и того и другого (что выглядело неловко), а порой и жизни (было опасно). С исчезновением таких станков забылось и прямое значение оборота.

– Как вы думаете, какова будет тема урока? (История (происхождение) фразеологизмов.)

Запись темы в тетрадях.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

 

 

IV. Актуализация и углубление изученного.

 

1. Упр. 19 – знакомство с историей фразеологизмов в режиме ознакомительного чтения.

Работа по вопросам после справки, содержащей информацию о происхождении и толковании фразеологизмов.

– Как называются специальные словари, из которых можно узнать об истории фразеологизмов? (Фразеологические.)

2. Проверка домашнего задания (в классе необходимо иметь на уроке 1–2 фразеологических словаря).

– Приведите примеры фразеологизмов с разными значениями, указанными в упр. 18.

 

– Историю каких фразеологизмов вы могли бы рассказать? (Возможно, ученики при работе выяснили первичное, исконное значение фразеологизмов; если такая работа самостоятельно дома проведена не была, учитель может попросить найти во фразеологическом словаре значение отдельных фразеологизмов – попасть в переплёт, без сучка, без задоринки и др.)

 

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

3. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

Упр. 20 – развивается умение группировать фразеологизмы по происхождению (в соответствии с профессиональной деятельностью).

Выполняется в парах. Обсуждение коллективное.

Можно привлечь желающих к работе со словарями или (при наличии возможностей) в Интернете для выяснения происхождения наиболее интересных фразеологизмов.

Упр. 23 – развивается умение воспроизводить фразеологизмы по заданному началу, правильно оформлять их на письме.

Выполняется письменно (можно по вариантам, рядам и т.п.).

Важно, чтобы все фразеологизмы были произнесены вслух, запечатлены в памяти.

П. Упр. 21 – выявление информации о близких по значению фразеологизмах в разных языках.

 Работа в режиме самостоятельного ознакомительного чтения (про себя). Выполняется устно.

 

– На основе ключевых фраз сформулируйте главную мысль текста.

– Приведите примеры сходных по смыслу фразеологизмов в русском и изучаемом вами языке.

П. Упр. 22 – установление соответствий английских и русских фразеологизмов.

Упр. 24 – развитие творческих способностей – сочинение сказки с использованием опорных фразеологизмов-антонимов.

Работа в группах. Прослушивание 1–2 сказок (по желанию).

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей, в том числе с помощью ИК-технологий, Интернета.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

 

 

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к изучению языка, истории отдельных слов и выражений.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.

VI. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова урока. Как можно дополнить этот список?

– Что бы вам ещё хотелось узнать о фразеологизмах?

 

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Отметьте «приращение» своих достижений.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

На выбор:

Н. Упр. 25 (письменно).

П. а) упр. 26 (план – письменно, рассказ – устно);

     б) упр. 24 (сказка о лентяе и труженике).

 

 

 

[ Скачать с сервера (58.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.