Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | ||||||||||||
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
| ||||||||||||
II. Развитие умений читательской деятельности на основе вступительной статьи «Как работать с учебником» и оглавления учебника.
| 1. Беседа, предваряющая работу с учебником (развитие механизма антиципации): – Вспомните, с чего нужно начать знакомство с книгой. (Обложка, заглавие, автор, иллюстрации.)
– Кто авторы учебника? Знакомы ли они вам? На каких уроках вы с ними уже встречались? – Что ещё видите на обложке учебника? – Как строится учебник в Образовательной системе «Школа 2100»: о чём говорится в начале учебника, что располагается в конце? – Проверьте себя. 2. Выборочное чтение статьи «Как работать с учебником?». – Просмотрите заголовки-вопросы. Известны ли они вам? – О чём свидетельствуют рубрики под заголовком «Как мы будем учиться?» (О том, что ученики будут самостоятельно ставить проблемы и их решать.) – Нравилось ли вам так работать? Почему? – Вспомните, что обозначают цветные кружки рядом с заданиями и цвет фона условных знаков. (Разные группы умений.) – Как называются эти умения? – Какие виды заданий вам больше всего нравится выполнять? – Просмотрите условные обозначения. Все ли они вам знакомы? (Были в учебнике 5-го класса.) 3. Обсуждение содержания и приложений учебника. – Просмотрите рубрику «Что ты будешь изучать и чему учиться в этом году». – Что нового вы обнаружили?
– А что кажется знакомым? Как думаете, зачем мы будем к этому возвращаться? – Какие приложения есть в учебнике? – Что такое толковый словарь? – Какую информацию о слове можно получить из словарной статьи толкового словаря? – Какие ещё словари есть в учебнике? – Как по-другому можно назвать словарик «Произноси правильно»? (Орфоэпический.) – А как иначе назвать словарик «Пиши правильно»? – Что изучает орфография? | Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебнике (разворот, оглавление, условные обозначения, рубрики, приложение и т.д.) 2. Извлекать информацию из разных источников (иллюстрация, текст, схема, словарь и т.д.). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | ||||||||||||
III. Введение в тему урока.
| Чтение и обсуждение названия введения «Русский язык – язык русского народа». а) Предварительное обсуждение (до работы по упражнениям) можно организовать в группах. Каждая группа предлагает свою версию толкования названия. Общие выводы могут быть оформлены в виде отдельных тезисов и записаны на доске. б) Чтение текста упр. 1. – Как в языке отражается связь с Родиной, народом? – С каким из записанных тезисов совпадают мысли, выраженные в тексте? в) Чтение отрывка из стихотворения Алексея Кольцова (упр. 2). – Какие свойства русского национального характера нашли отражение в этом стихотворении? – Был ли у вас подобный тезис? – Приведите примеры разговорных слов, характерных для русского народа (ковыль-трава, пораскинулась, понадвинулась, раздольная, привольная – песенный характер языка). г) Чтение отрывка из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». – О каких особенностях русского языка, русского слова говорит Н.В. Гоголь? – Как он доказывает свою точку зрения? Учитель читает отрывок из поэмы (можно выбрать наиболее яркие и выразительные места). «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай своё прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наёмную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесённое метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племён, а всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, – одной чертой обрисован ты с головы до ног! Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души») – Вспомните последнее предложение (его ученики читали или учили наизусть в 5-м классе). Назовите слова-образы для английского, французского, немецкого, русского языка, которые подобрал Н.В. Гоголь. – Разберите по составу слово животрепетало. Подберите однокоренные слова ко второму корню этого слова (трепет, трепетать, трепетно и др.). Объясните значения этих слов. – Почему для характеристики нашего языка Н.В. Гоголь избрал именно эти слова? – То, что мы с вами прослушали, обсудили и частично записали, – это мнение литератора, человека искусства, но такое трепетное, внимательное отношение к языку свойственно не только писателям, но и учёным. | Личностные 1. Осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него. 2. Стремиться к речевому самосовершенствованию на основе выразительного чтения, эмоционального отклика на эстетическую ценность языкового выражения. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
| ||||||||||||
IV. Русский язык как объект научного изучения.
| Работа в группах. 1. Чтение текста упр. 4. – Прочитайте текст ознакомительным чтением. – О каких новых науках вы узнали? Запишите названия этих наук и рядом имя учёного, с ними связанного. – Как вы понимаете, что такое диалектология? а историческая грамматика? – Ответьте на вопросы к тексту упражнения. – Подготовьте краткое сообщение на тему: «Ф.И. Буслаев и русский язык», приводя необходимые названия работ и наук, в которых отражена история народа. Каждая группа представляет свои сообщения. 2. Упр. 5 – развиваются механизмы и приёмы продуктивного чтения. Работа по заданиям к тексту упр. 5. Учащиеся высказывают предположения о содержании текста (механизм антиципации). Затем в группах выделяют главную информацию в процессе чтения, сопоставляют предположения с содержанием текста, делают выводы. Каждая группа называет выделенные ими признаки литературного языка. В тетрадях записывают основные признаки литературного языка: 1) высшая разновидность национального языка, язык образцовый; 2) нет просторечий, устаревших слов; 3) имеет строгие правила (нормы). 3. Чтение текста в рамке после упр. 5. – Какие из высказанных вами до чтения предположений оправдались? – Что оказалось новым для вас? – Cоставьте схему понятия «литературный язык». (Можно опираться на материал упр. 5., а потом проверить себя по материалу предметного диска – схеме-опоре «Признаки литературного языка» к § 1.)
4. Упр. 6 – развивается умение извлекать информацию из толковых словарей. Учащиеся работают в группах. Желательно, чтобы были разные толковые словари, в которых ученики будут искать и сравнивать словарные статьи для одних и тех же слов (выбирают по желанию или по указанию учителя). | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным). 2. Использовать механизмы и приёмы продуктивного чтения. 3. Извлекать информацию из словарей. 4. Структурировать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую (текст в схему). 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группах). 4. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
| ||||||||||||
V. Итог урока. | – Как вы поняли, что даёт человеку изучение родного языка?
– Что получило самый яркий эмоциональный отклик на уроке? – Какие трудности встретились? – Кто помог в решении трудных вопросов? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ | ||||||||||||
VI. Домашнее задание.
| Упр. 7 (написать небольшое сочинение по итогам работы с упр. 6). |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |