Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 183 Тема: Морфологический разбор глагола

УРОК 183

 Тема: Морфологический разбор глагола

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться навыками изучающего чтения, сравнивать, находить общее и отличное, делать выводы, устанавливать причинно­следственные связи.

6ЛР: определять последовательность морфологического разбора глагола, производить морфологический разбор глаголов.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Проверка домашнего задания.

 

Ученики представляют на доске таблицу «Виды сказуемого» (два­три человека). См. материал предметного диска к п. 80.

 

Составление рассказа на основе таблицы.

Ученики приводят примеры по своим тетрадям.

 

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из источников в разных формах (таблицы), преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст).

 

III. Тренировочный словарный диктант.

 

 

Восстание, галерея, кристалл, пассивный, пессимизм, племянник, подоконник, профессия, рассвет, расставаться, расчёт, рассчитать, терраса, троллейбус, шоссе.

– Что объединяет эти слова? Назовите два лишних слова. (Галерея, расчёт.)

Самопроверка (можно с опорой на слайд).

 

 

 

ТОУУ

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

Ученикам дали задание перечислить все признаки глагола.

– О каком виде разбора идёт речь: а) о фонетическом; б) о морфемном; в) о морфологическом; г) о синтаксическом?

– Сформулируйте, исходя из этого, тему и цели урока. (Цель: определять порядок разбора (образец), выделять признаки глагола и располагать их в нужной последовательности.)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

 

V. Обобщение изученного о глаголе.

 

1. Предваряющая беседа по вопросам.

– Какие группы признаков выделяют при разборе любой части речи? (Постоянные и непостоянные.)

– Что значит «постоянные признаки»? а непостоянные?

– Вспомните, какие есть постоянные и непостоянные признаки у глагола. Проверьте себя по упр. 654.

2. Упр. 654 – чтение определения в рамке.

Вопросы после чтения:

– Проверьте правильность своих выводов о постоянных и непостоянных признаках глагола.

– Почему определение глагола как части речи даётся в конце, а не в начале изучения темы?

– Составьте план текста.

3. Упр. 655 – чтение порядка морфологического разбора глагола.

– Сколько пунктов в разборе глагола как части речи?

– А сколько частей было в определении в рамке?

– Сопоставьте  последовательность рассмотрения морфологических признаков в разборе и правиле. 

– Почему в ряду непостоянных признаков глагола сначала идёт наклонение, а потом время глагола? (Глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении.)

– Почему сначала идёт число, а затем род? (Род определяется только в прошедшем времени, но если глагол употреблён во мн.ч., то рода не имеет.)

– Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы правильно производить морфологический разбор (определение глагола как части речи).

4. Анализ конкретных признаков при морфологическом разборе глагола.

Обобщающая беседа.

– Укажете ли вы время у глаголов условного и повелительного наклонения?

– Можно ли у глагола указать и лицо, и род? Почему?

– У каких форм глаголов  определяют лицо? (В настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении.) А род? (В прошедшем времени изъявительного наклонения и условном наклонении.)

– Как определить, является ли глагол возвратным? (­сь, ­ся.) А переходным? (Задать от глагола вопрос В.п. – кого? что?, найти прямое дополнение.)

– Могут ли возвратные глаголы быть переходными? (Нет.)

– Каким членом предложения чаще всего бывают глаголы?

5. Анализ образца разбора в упр. 655, сокращённой записи признаков.

 

Регулятивные УУД:

1.  Планировать деятельность на основе ключевых слов.

2. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

 

 

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема­образец), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, план, ключевые слова).

2. Соотносить информацию, представленную в разных формах, оперировать моделями объектов в знаково-символической форме.

 

Коммуникативные УУД:

1. Задавать вопросы, работать в  паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Строить связное монологическое высказывание.

VI. Развитие умений морфологического разбора глагола.

 

Слуховой диктант «Угадай и запиши».

Ученики отгадывают загадки, определяют на слух глаголы в предложениях, выписывают их и производят морфологический разбор. Один­два глагола разбираются под руководством учителя, осталь­
ные – самостоятельно с взаимопроверкой.

1) Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба.)

2) Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. (Велосипед.)

3) Упадёт – поскачет, ударишь – не плачет. (Мяч.)

4) Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соберёт.  (Дождь.)

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

2. Владеть разными видами аудирования.

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической  речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

VII. Итог урока.

 

– Какие цели ставили на уроке?

– Что ещё узнали в процессе работы?

 

 

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

 

1. Текст в рамке и порядок разбора глагола прочитать, запомнить последовательность.

2. Упр. 657 (1­й абзац).

 

 

 

[ Скачать с сервера (59.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.