Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 179 Тема: Глагол как член предложения. Сказуемое

УРОК 179

 Тема: Глагол как член предложения. Сказуемое

 

Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников.

6ЛР: находить в тексте глаголы, определять их роль в предложении и тексте, выявлять способы выражения сказуемого (личным и безличным глаголом).

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

 

 

Запись под диктовку:

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака. (С. Есенин)

1. Синтаксический разбор предложения.

2. Обозначение известных орфограмм (обращаем внимание на окончания имён прилагательных).

3. Морфологический разбор (в) страну.

4. Конструирование.

– Образуйте от глагола плывут форму 3­го лица ед. ч. наст. времени (плывёт).

– Составьте предложение, где этот  глагол был бы употреблён в значении безличного. (У меня плывёт перед глазами и кружится голова.)

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Создавать модели объектов, адекватно понимать информацию, представленную в разных формах (графической, словесной)

 

III. Формулирование темы и целей урока.

 

– Закончите весёлые рифмы и сформулируйте тему и цели урока.

Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу … (двумя чертами).

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

 

IV. Актуализация изученного.

 

1. Упр. 643 – наблюдение над ролью глаголов в художественном тексте, выявление их синтаксической функции.

Ученики работают по заданиям в учебнике.

Чтение 1­го текста в рамке.

2. Упр. 644 – выявление особенностей глагола в функции сказуемого.

Ученики выписывают грамматические основы, определяют различия (двусоставные и односоставные предложения) в разных отрывках, называют глаголы, которые в них встречаются (безличные (2) и личные).

Затем конструируют предложения с омонимичными глаголами: личными и безличными, обозначают синтаксические связи между основами.

Чтение 2­го текста в рамке после упр. 643.

3. Упр. 645 – группировка глаголов в зависимости от характера их значения.

Работа в группах.

Ученики объединяют глаголы по заданным параметрам, составляют с ними предложения, делают выводы.

Результаты обсуждаются коллективно.

Чтение 3­го текста в рамке.

– На какие вопросы может отвечать сказуемое?

– Определите, какими частями речи будут выражены сказуемые, отвечающие: а) на 1­й и 2­й вопрос (глаголом); б) на 3­й вопрос (прилагательным); 3) на 4­й и 5­й вопрос (существительным).

– Как называется сказуемое, выраженное именем существительным или прилагательным? (Составным именным.)

– Приведите примеры сказуемых, отвечающих на разные типы вопросов.

Представьте информацию о сказуемом в любой удобной для себя форме.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (выборочного, изучающего, рефлексивного), приемами обработки информации (конструировать модели объектов).

2. Анализировать, синтезировать, делать выводы.

3. Систематизировать информацию и предъявлять ее в удобной для себя форме.

Коммуникативные УУД:

1. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

V. Развитие учебно­языковых, речевых и правописных умений.

 

1. – Выпишите грамматические основы предложений, укажите, чем они выражены.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Тихо падают с берёз лёгкие листья. Легко дышится в осеннем лесу. Осень – настоящая волшебница!

Взаимопроверка.

– Объясните с помощью схемы постановку знаков препинания в последнем предложении.

2. Творческое задание на развитие устной художественной речи.

Работа в группах.

– Придумайте текст о весне, зиме и лете (по образцу текста об осени).

Ученики записывают тексты, затем читают их.

– На какие вопросы отвечают сказуемые в ваших текстах?

– Назовите составные именные сказуемые и сказуемые, выраженные личными или безличными глаголами.

 

Познавательные УУД:

1. Работать по аналогии, предъявлять информацию в разных формах.

2. Владеть разными видами аудирования.

ТОУУ

Коммуникативные УУД:

 

1. Осуществлять взаимодействие в группах.

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), корректировать его.

 

VI. Итог урока.

 

– Какова была цель урока? Достигли ли цели?

– Назовите ключевые слова урока.

– Задайте вопросы по теме урока.

 

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

Подобрать небольшие тексты из любого художественного произведения, найти сказуемые в них.

 

 

 

[ Скачать с сервера (48.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.