Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 178 Тема: Безличные глаголы

УРОК 178

 Тема: Безличные глаголы

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в план, на основе плана составлять вторичный обобщённый текст).

6ЛР: распознавать и анализировать безличные глаголы, определять их значение и морфологические формы, выявлять особенность предложений с безличными глаголами.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

– Прочитайте четыре строчки из стихотворения С.А. Есенина.

[и, качаясь, шепчет шаловливо] [у плетня заросшая крапива] [с добрым утром] [обрядилась ярким перламутром]

 Составьте из них предложение (устно), получится строфа стихотворения:

 У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!».

Учитель открывает запись на доске для самопроверки.

1. Запись строфы по памяти (в строчку).

2. Составление схемы, пунктуационный разбор (неизвестный ученикам 5 класса случай постановки запятых при деепричастии учитель отмечает сам).

3. Обозначение известных орфограмм.

4. У доски работают три ученика, класс – по трём вариантам:

I вар. – Морфологический разбор слова (у) плетня.

II вар. – Фонетический разбор слова (у) плетня.

III вар. – Разбор по составу слов обрядилась, шепчет.

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Создавать модели объектов, адекватно понимать информацию, представленную в разных формах (графической, словесной).

 

III. Формулирование темы и целей урока.

 

– Прочитайте ключевые слова темы § 78.

– Что вам непонятно в этом перечне?

– О каких особенностях безличных глаголов нам предстоит узнать? Сформулируйте задачи урока.

 

Регулятивные УУД:

1.  Формулировать задачи урока.

IV. Актуализация и углубление изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Устный индивидуальный опрос по домашнему заданию: рассказ по плану на тему «Безличные глаголы».

2. – Приведите примеры предложений из домашнего задания, в которых встречаются безличные глаголы.

– Каким членом предложения в них являются безличные глаголы?

– Есть ли в этих предложениях подлежащее?

– Как называются такие предложения? (Односоставные.)

– Сделайте вывод о роли безличных глаголов в предложении.

– Какую из поставленных задач мы выполнили? (Вторую, о синтаксической роли – сказуемом.)

3. Анализ предложений. Сопоставление личных и безличных глаголов.

На слайде (доске) представлены предложения. (См. материал предметного диска – сравнение личных и безличных глаголов к  п. 78):

 

 


 

 

 

– Назовите грамматические основы в предложениях.

– Чем они отличаются в 1­м и 2­м столбике?

– В чём особенность глаголов­сказуемых? (Одинаковые.)

– В каком случае глагол безличный? Почему?

Слово учителя.

Глаголы, которые могут употребляться при подлежащем (действующем предмете/лице), являются личными.

Если такой глагол употреблён в безличном предложении, то говорят, что это личный глагол в безличном значении.

 

Познавательные УУД:

1. Соотносить информацию, представленную в разных формах (схема, текст), и предъявлять ее разными способами.

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

V. Развитие учебно-языковых умений и формирование навыков.

 

1. Слуховой распределительный диктант (выполняется коллективно).

– Запишите предложения в две колонки.

 С безличными глаголами  С личными глаголами

                                                                                        в безличном значении

1) Лёгким запахом веет полынь. (С. Есенин) 2) На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет. (И. Бунин) 3) …И в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин) 4) Свежая листва приятно пахнет. 5) Свежеют с каждым днём и молодеют сосны. (И. Бунин) 6) На улице свежеет.

2. Комментированный диктант.

– Запишите предложения, расставьте знаки, составьте схемы, определите, безличные глаголы или личные.

Образец: Быстро смеркается, и от реки веет прохладой ([безл.], и [безл.].)

Ожила природа весной, и хочется поскорее в лес, к реке.  Наступили тёплые дни, и легко дышится. Дорогу замело снегом, и движение приостановилось. Уже стемнело, и я иду домой.

3. Упр. 641 – развивается умение отличать безличные глаголы  и личные глаголы в безличном значении (зазвенело, пахнет).

Выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой.

4. Творческая работа.

– Составьте 5–6 предложений на одну из тем: «Вечером», «Мне нездоровится», используя слова для справок:

1) Вечером, морозит, холодает, дышится, хочется, веет, пахнет.

2) Знобит, лихорадит, тошнит, трясёт, тянет, звенит (в ушах), рябит (в глазах).

Взаимопроверка.

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Владеть разными видами аудирования.

3. Самостоятельно решать учебные задачи.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание на заданную тему.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

Личностные результаты:

Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

ТОУУ

 

VI. Итог урока.

 

– Какие задачи решали на уроке?

– Чему ещё учились?

– Что показалось самым трудным? а интересным?

 

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

        

Упр. 642.

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (64.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.