Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 177 Тема: Безличные глаголы* (с презентацией)

УРОК 177

 Тема: Безличные глаголы* (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в план, на основе плана составлять вторичный обобщённый текст).

6ЛР: распознавать и анализировать безличные глаголы, определять их значение и морфологические формы, выявлять особенность предложений с безличными глаголами.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Словарный тренировочный диктант на актуализацию изученного.

 

 

Запись под диктовку с графическим объяснением орфограммы.

 

Образецта,ял – та,ять (неопр. ф.).

Слова для диктанта: затеял, видела, строили, повеяло, слышал, увидел, увидит, тает, затеет, лелеял, реял, сеял, клеил, надеялся, лаяла, почуяла, покаются, маялась, отчаялась.

– Над какими видами орфограмм вы работали?

– Какое задание к этому диктанту вы могли бы предложить ещё?

– Расскажите стихотворение М.В. Ушакова наизусть.

– Какие словосочетания с этими глаголами вы составили дома?

.

 

 

ТОУУ

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Систематизировать и преобразовывать информацию (задавать вопросы).

Коммуникативные УУД:

 Владеть навыками выразительного чтения, монологической и диалогической речи.

 

III. Постановка проблемного вопроса урока.

 

 

Работа по учебнику § 78 после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur177).

 

Ученики проводят наблюдение над морфологическими признаками и значением глаголов светает, вечереет, знобит, тошнит. Можно записать эти глаголы на доске и работать при закрытых учебниках.

– В какие группы по значению можно объединить эти глаголы? (Состояние природы и состояние человека.)

– Назовите формы этих глаголов.

– Попробуйте изменить их по лицам и числам. Что заметили?

– Кто может производить эти действия? (Никто, нельзя поставить вопрос кто? что?)

– Откройте учебник и прочитайте название темы.

– Почему безличные глаголы получили такое название?

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 638 – работа с учебно­научным текстом на извлечение новой информации о безличных глаголах.

– На сколько частей можно разделить текст? (Две.) Почему? (Говорится о формах и значении безличных глаголов.)

– Задайте вопросы по тексту. Назовите ключевые слова.

– Составьте предложения с безличными глаголами. Что вы заметили? (В этих предложениях нет подлежащего.)

2. Упр. 639 – извлечение информации о формах безличных глаголов из таблицы.

– Рассмотрите таблицу.

– Какую новую информацию вы получили из таблицы?

– Поставьте данные в таблице глаголы в начальную форму.

– Как изменяются безличные глаголы?  Покажите это на примере глаголов темнеть и потемнеть.

– От чего зависят формы времени безличных глаголов?

– Почему отсутствуют глаголы в столбике «Совершенный вид»? (Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени.)

– Составьте небольшой связный текст на основе полученной из таблицы информации о формах безличных глаголов.

Безличные глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида. Например, темнеть, смеркаться – НСВ, потемнеть, смеркнуться – СВ). Безличные глаголы могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени. Формы времени безличных глаголов зависят от вида глагола. Если безличный глагол несовершенного вида, он имеет все три формы времени, а если совершенного, то две: у него отсутствует настоящее время.

3. Упр. 640 – составление плана ответа на тему «Безличные глаголы».

Примерный план. (см. материал предметного диска – план ответа по теме «Безличные глаголы» к  п. 78).

 

1) Какие глаголы называются безличными? Почему они так называются?

2) Как изменяются безличные глаголы? От чего зависит количество форм времени безличных глаголов?

3) В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени?

4) Какую форму они имеют в прошедшем времени?

5) Что обозначают безличные глаголы?

6) В чём особенность предложений с безличными глаголами?

 

Рассказ по плану с примерами.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения (механизмами и приемами читательской деятельности).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию из таблицы, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, план).

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

Объяснительный диктант.

Записать, объяснить знаки, подчеркнуть ГО, над безличными глаголами надписать «безл.», определить время.

а) Ему долго не спалось, и он вышел в сад.

б) Темнеет, и к ночи поднимается вьюга.

в) Рассветало, и с полей уже тянуло теплом.

г) Свежеет, и блеск вечера меркнет.

– Что обозначают безличные глаголы в этих предложениях?

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать,  делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

VI. Итог урока.

 

– Чему учились на уроке?

– Найдите «четвёртое лишнее»: 1) светает; 2) похолодало; 3) дружит; 4) подморозило. Почему оно «лишнее»?

 

- Что оказалось трудным на уроке?

- Какие ошибки можно допустить?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

1. Упр. 640 (устный рассказ по плану).

2. Составить три предложения с безличными глаголами, определить их форму.

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.