Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 176 Тема: Р/р Свободный диктант

УРОК 176

 Тема: Р/р  Свободный диктант

 

Тип урока. Урок развития речи.

Цели как деятельность учеников.

М/к: овладение всеми видами речевой деятельности, умение адекватно воспринимать и воспроизводить текст (осуществлять пересказ).

3ЛР: понимать и передавать содержание прочитанного по частям текста, использовать в тексте и правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия выбора орфограмм.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

     I. Оргмомент.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Формулирование темы и целей урока.

 

Свободный диктант  (упр. 637).

– Чему предстоит научиться на уроке?

Составьте план работы.

Учитель уточняет (по необходимости), на что следует обратить особое внимание при записи текста.

 

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения  на основе названия.

2. Планировать деятельность на уроке.

 

III. Словарная работа.

 

1. Работу следует начинать при закрытых учебниках.

– Найдите в словаре слова: энергия, икона, иконописец.

– Какие орфограммы в них встретились? Обозначьте эти орфограммы. (Два ученика на доске производят графические обозначения, результаты сравниваются.)

2. Объяснение лексического значения слов, пояснение значений на самостоятельно подобранных примерах.

– Каковы лексические значения этих слов? (Энергия – 1. Способность действовать, воздействовать. 2. Решительность и настойчивость в действиях. Икона – предмет поклонения, живописное изображение Бога или святых (образ).)

– Какой синоним можно подобрать к этому слову? (Образ. Иконописец – художник, пишущий иконы.)

3. Подбор однокоренных слов разных частей речи с непроверяемой буквой гласного (энергичный, энергетика, иконописный, иконопись – работа над орфоэпической нормой).

Слова икона и иконописец будут ключевыми на уроке.

– Предположите, о чём будет текст, который предстоит нам писать.

 

Регулятивные УУД:

3. Формулировать проблему (задачу) урока.

4.  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

IV. Этапы работы над свободным диктантом.

 

Подготовительная работа.

1. Чтение учителем всего текста. Беседа по содержанию.

– О чём этот текст? Оправдались ли ваши ожидания?

– В чём заключается его главная мысль?

– Как можно озаглавить текст?

2. Чтение учителем текста по частям и выявление учащимися слов с изученными орфограммами.

а) Чтение 1­го абзаца.

– О каком времени создания икон говорит автор? Кто создавал иконы?

– Что делали иконописцы перед началом работы? Как вы думаете, для чего?

– Какие предложения в этой части?

– Назовите слова с изученными орфограммами, объясните их написание. (Каялись, постились.)

– Выпишите словарные слова из 1­го абзаца, обозначьте цифрой часть текста, в которую они входят. (Икона (1), иконописцы (1), чувство (1).) Перескажите эту часть.

б) Чтение 2­го абзаца.

– О чём говорится в этом абзаце?

– В чём заключалась эта подготовительная работа живописца?

– Каким действием иконописец напоминал людям, что их ждёт Воскресение?

– Найдите в абзаце предложения, соответствующие схемам:

[– =]1, (которые ...)2; [=]1, (что ...)2.

–Почему в них ставится запятая? Какие это предложения?

– Найдите предложение, соответствующее схеме: [  = ,  =  ].

– Почему ставятся запятые?

– Назовите слова с изученными орфограммами, объясните их правописание. (Обрабатывали, наклеивали, собирал, растирал, замешивал.)

– Выпишите слова с трудными написаниями. (Месяцы (2), подготовительная (2), Воскресение (2), минералы (простые вещества, добытые из земли: глина, известь).)

– Почему слово Воскресение написано с большой буквы? В каком значении употреблено оно в тексте? Перескажите эту часть.

в) Чтение 3­го абзаца.

– В какой последовательности работал живописец над образом?

– Что символизирует пластинка из тонкого золота?

– Что ещё имеет символический смысл на иконе?

– Объясните значение слов и выражений: символ, символизирует, лик, оклад, одухотворить образ, утешить.

– Найдите слова с изученными орфограммами. (Наложением, наклеивал, помочь.)

– Выпишите словарные слова. (Символ (3), одежда (3), энергия (3), образ (3), не отсюда ли (3).)

– Составьте схему предпоследнего предложения 3­го абзаца.

([ и   –   , и   –   , и   –  , и   –   =  ,  =  ].)

– Перескажите эту часть.

г) Чтение 4­го абзаца.

– О чём напоминают иконописные образы святых?

– Составьте схему этого предложения. ([– =]1, (что ...)2.)

– Какие орфограммы встречаются в словах этого предложения? (Что­то, святых, напоминают.) Перескажите эту часть.

3. Составление коллективного плана текста диктанта. Запись его на классной доске.

План.

1) Перед началом работы.

2) Подготовительная работа.

3) Последовательность писания образа.

4) О чём напоминают иконописные образы святых?

4. Пересказ текста по частям с опорой на заголовки плана.

 

Духовно-нравственное воспитание:

Формирование основ социальных компетенций (ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений), духовных христианских ценностей.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств, источнику духовной жизни народа.

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

 

2. Строить связное высказывание в соответствии с коммуникативной установкой.

 

3. Воспроизводить текст (фрагмент текста) заданного стиля и жанра.

 

4.  Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста.

 

 

V. Написание свободного диктанта.

 

Чтение текста диктанта учителем по частям с их последующей записью учащимися с сохранением слов с орфограммами.

 

Коммуникативные УУД:

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

 

  VI. Самопроверка.

 

Проверка учащимися своих работ без помощи учебника или самопроверка по учебнику (по усмотрению учителя).

 

Регулятивные УУД:

Оценивать результат, соотносить результат с целью.

Коммуникативные УУД:

Редактировать письменное высказывание.

 

VII. Итог урока.

 

– Чему учились, над чем работали на уроке?

- Какие универсальные умения развивали? Как они могут пригодиться в жизни.

 

 

VIII. Домашнее задание.

 

Словарные слова в рамках выписать в словарик.

 

 

 

[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.