Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 171 Тема:Р/р Свободный диктант. Сочинение ­рассуждение

УРОК 171

 Тема:Р/р  Свободный диктант. Сочинение ­рассуждение

 

Тип урока. Урок развития речи.

Цели как деятельность учеников.

М/к: адекватно воспринимать и воспроизводить текст (осуществлять пересказ).

3ЛР: понимать и передавать содержание прочитанного по частям текста, анализировать его структуру, использовать в тексте и правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

5ЛР: анализировать функционально­смысловой тип речи – рассуждение, продуцировать текст­рассуждение с учётом композиционных и языковых признаков этого типа речи.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

     I. Оргмомент.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Формулирование целей урока, планирование деятельности.

 

Свободный диктант «Три малых золотых правила языка» (упр. 617).

– Что предстоит делать на уроке? Каков будет план урока?

 

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе названия.

2. Формулировать цель (задачу) урока, планировать деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

III. Этапы работы над свободным диктантом.

 

Подготовительная работа.

1. Чтение текста учителем.

2. Беседа по содержанию текста.

– О чём этот текст?

– Почему эти три правила языка называются «золотыми»? А почему «малыми»?

– В каком значении употребляется слово язык?

– Каково правило первое?

– Как звучит правило второе?

– О чём правило третье?

3. Чтение учителем текста по частям и выявление учащимися слов с изученными орфограммами.*

а) Чтение 1­го абзаца.

– О чём этот абзац?

– Как оформлено это правило?

– Как автор поясняет его смысл?

– Как вы понимаете выражения взвесить в уме, находится на кончике языка?

– Какие слова с изученными орфограммами вам встретились в 1­м абзаце? (Находится, не пожалеешь.)

– Назовите глаголы, употребляемые а) в форме изъявительного наклонения (говоришь, находится, пожалеешь); б) в форме повелительного наклонения (думай, взвесь, подумай, говори).

– Какие слова с трудными написаниями вы отметили? (Лишь (1).)

Запись на доске с обозначением орфограммы и цифры абзаца.

– Объясните постановку запятых в этом абзаце.

б) Чтение 2­го абзаца.

– Как формулирует автор второе правило языка?

– Как он поясняет смысл этого правила?

– Как вы понимаете выражение не криви душой, слова не лукавь, нежели? (Не говори неправду, не хитри; не обманывай (лукавый – хитрый); чем.)

– Какие слова с изученными орфограммами вам встретились во 2­м абзаце? (Думаешь, не лукавь (повелит).)

– Назовите глаголы в форме повелительного наклонения (не говори, не лукавь, не криви), в форме изъявительного наклонения (думаешь), в неопределённой форме (промолчать, сказать). Как они пишутся с частицей не?

– Выпишите слова с трудными написаниями. (Лучше (2), нежели (2).)

в) Чтение 3­го абзаца.

– Назовите «третье золотое правило языка».

– Что такое лицемерие? (Лицемерие – это неискренность, притворное чистосердечие, притворная добродетель.)

– Почему автор считает, что это правило не призывает к лицемерию?

– К чему же оно призывает? Что советует? (Учитывать душевное состояние собеседника, его готовность услышать вас, принесут ли ваши слова пользу ему, не подведёте ли вы кого своими словами.)

– Поясните смысл выражения лягут на сердце. (Он их поймёт, примет.)

– Назовите слова с изученными орфограммами. (Думаешь, не призывает, советует, оценивать.)

– Найдите глаголы в повелительном и изъявительном наклонении.

– Выпишите слова с трудными написаниями. (Лицемерие (3), сегодня (3), намерен (3).)

– Как пишется частица ли со словами?

– С помощью каких по цели высказывания предложений убеждает нас автор в своей правоте в 3­м абзаце? (Повествовательное и вопросительное.)

– Какие правила надо знать, чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания в 3­м абзаце? Какому предложению соответствуют схемы: 1) [     ], (     ); 2) [  =   =  ]?

4. Составление коллективного плана текста диктанта, запись плана на доске.

Примерный план.

1) Думай, что говоришь.

2) Не говори того, чего не думаешь.

3) Не всё, что думаешь, говори.

5. Предварительный пересказ учащимися текста по частям с опорой на заголовки.

 

Духовно-нравственное воспитание:

Формирование основ социальных компетенций (ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений), духовно-нравственных ценностей.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств, источнику духовной жизни народа.

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

 

2. Строить связное высказывание в соответствии с коммуникативной установкой.

 

3. Воспроизводить текст (фрагмент текста) заданного стиля и жанра.

 

4.  Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста.

 

 

IV. Написание свободного диктанта.

 

Чтение текста учителем по абзацам с их последующей письменной свободной записью учащимися (сохраняют слова с орфограммами).

Учитель читает 1­й абзац, ученики по памяти его записывают и т.д.

 

Коммуникативные УУД:

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

 

  V. Самопроверка.

 

Самопроверка без помощи учебника.

 

Регулятивные УУД:

Оценивать результат, соотносить результат с целью.

Коммуникативные УУД:

Редактировать письменное высказывание.

 

VI. Сочинение­

рассуждение «О золотом правиле языка».

 

 

 

 Упр. 618.

1. Знакомство с текстом в рамке в упр. 618.

– Как строится текст­рассуждение?

2. Осмысление темы.

– Вдумайтесь в тему. О чём нужно писать?

– Какие слова ключевые в формулировке темы? (Одно, правило языка.)

3. Определение главной мысли.

– Какую мысль вы будете доказывать в своём сочинении? Где поместить её?

4. Определение замысла.

– Как начнёте своё размышление?

Например: Одно из трёх правил языка – думай, что говоришь. Что оно означает? По­моему, …

– Какие доказательства своей мысли приведёте?

– Какой вывод сделаете?

5. Устные представления сочинений­рассуждений (два­три ученика).

6. Написание сочинения (начинаем в классе, заканчиваем дома).

 

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе предложенной информации.

2. Формулировать цель (задачу), планировать деятельность.

 

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное высказывание в соответствии с коммуникативной установкой, стилем и типом текста.

 

2. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

VII. Домашнее задание.

 

Дописать сочинение.

 

 

[ Скачать с сервера (52.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.