Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 169 Тема: Правописание глаголов в форме повелительного наклонения* (с презентацией)

УРОК 169

 Тема: Правописание глаголов в форме повелительного наклонения* (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/к: договариваться и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед коллективом сверстников.

4ЛР: писать глаголы в форме 2­го лица повелительного наклонения с ь на конце (а также перед ­те и ­ся/­сь), устно и графически объяснять написание.

3ЛР: употреблять формы 2­го л. ед. и мн.ч. повелительного наклонения глаголов (бежать, лечь, класть, положить, ехать) в соответствии с требованиями культуры речи, предупреждать речевые ошибки в образовании этих форм.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Словарный тренировочный диктант.

 

Блеснуть, блестеть, блистать, вестибюль, витрина, троллейбус, трамвай, дилижанс, дистанция, исполин, независимость, мало­помалу, наверное, песчаный, пожалуйста.

 

 

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

Устный рассказ учащихся о повелительном наклонении глагола на основе таблицы и схем (они составлялись на предыдущем уроке и представлены на слайде с помощью компьютера).

– Дополните свой рассказ примерами из домашней работы (ТСР, проверочная работа № 15А, задания 1–8).

– Как вы определяли наклонение глаголов? Что вам помогало? (Значение и формы глаголов.)

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

2. Выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

ТОУУ

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным, детальным).

2. Анализировать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, схему в текст).

 

IV. Постановка проблемного вопроса урока.

 

 

Учитель может воспользоваться презентацией  (см. prezent_rus_5kl_ur169) или проводить работу по предложенному ниже плану.

 

Работа в группах.

На каждую группу выдаются карточки с заданием (либо задание может быть выведено на слайде с помощью компьютера).

Ученики выполняют задание, выявляют трудности в написании и формулируют проблемный вопрос.

– Образуйте формы 2­го л. ед. и мн.ч. повелительного наклонения от глаголов каждого столбика:

поставить                отрезать

сесть                                            спрятать

– В чём отличие между образованными формами глаголов 1­го  и 2­го столбика? (Оканчиваются на мягкий согласный и шипящий.)

– Как бы вы их записали?

Сформулируйте орфографическую проблему, которую будем решать на уроке. (Как писать формы 2­го л. ед. и мн. ч. повелительного  наклонения после букв шипящих?)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему (цель, задачи) урока.

Коммуникативные УУД:

1. Договариваться о совместных действиях, работать в группе.

 

V. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 613 – наблюдение над новым видом орфограмм в формах повелительного наклонения глаголов, выявление опознавательного признака и условий выбора орфограмм (материал лучше вынести на доску, чтобы ученики заранее не читали правило в учебнике).

2. Ученики делают вывод о новой орфограмме и сверяют свою формулировку с правилом в рамке учебника.

3. Чтение правила.

Обобщающая беседа.

– Как называется орфограмма, с которой познакомились?

– Каковы опознавательные признаки этой орфограммы?

– Только ли на конце глаголов в повелительном наклонении пишется ь? В какой позиции он сохраняется? Приведите примеры.

– Как графически обозначается орфограмма?

Составьте схему (графическую модель) изученной орфограммы-буквы ь. (см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буква ь на конце глаголов в повелительном наклонении» к  п. 75):

 

 

 

                        √

                      согл.’

                                    Ь  +  ТЕ  +   -СЯ  (-СЬ) (повел.накл. гл.)

                      шип.

 

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное, преобразовывать информацию, представлять информацию в разных формах (таблица).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

 

 

VI. Развитие речевых и орфографических умений.

 

1. Тренировочные упражнения по учебнику.

Упр. 614 – развивается умение писать глаголы в формах 2­го л. ед.ч. повелительного наклонения, графически обозначать орфограмму и условия её выбора.

Выполняется по образцу самостоятельно (два человека работают на закрывающихся частях доски). Проверка коллективная.

б) Упр. 615 – развивается умение культуры речи: правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов.

 

Методическая рекомендация. Учителю следует обратить внимание на начальную форму этих глаголов, указать, что при образовании и употреблении этих глаголов в речи нередко допускаются ошибки. Отметить, что формы повелительного наклонения поезжай (поезжайте) образуются от глагола ехать (форма ехай – нелитературная, ошибочная).

 

Коллективное обсуждение форм и составление словосочетаний или предложений. Запись двух­трёх наиболее удачных примеров.

2. Дополнительно.

Выборочный слуховой диктант.

– Выпишите глаголы в повелительном наклонении, обозначьте орфограмму.

а) Отмерьте по линейке два сантиметра.

б) Спрячь меня, яблонька.

в) Встаньте пораньше утром.

г) Потешь же, миленький дружочек, вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек.

д) Эй, вратарь, готовься к бою.

е) Спрячьтесь от дождя в беседке.

ж) Дети, прибавьте шаг.

з) Отправьте письмо по почте.

и) Не измажься, Коля, в масляной краске.

к) Ученики, обнаружьте ошибку в расчёте.

л) Вставьте знаки препинания и исправьте ошибки, проверьте написанное.

м) Оставьте багаж в камере хранения.

Коллективное чтение записанных слов. Взаимопроверка записи в парах.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм).

4. Владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

 

ТОУУ

 

VII. Итог урока.

 

– Запишите ключевые слова урока (формы 2­го л. повелительного наклонения, мягкие согласные и  шипящие, ь на конце глагола).

– Найдите «четвёртое лишнее»: 1) спрячь; 2) сберечь; 3) не плачь;
4) рыбачь.

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

        

 

1. Правило и формы в рамке.

2. Упр. 616.

 

 

 

[ Скачать с сервера (56.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.