Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Орфографическая пятиминутка. | Самодиктант «Собери слова». – Перед вами части слов – морфемы (представлены на слайде): 1) вкус, иц, без, а; 2) без, н, вкус, ый; 3) во, ени, ображ, е; 4) ий, ск, исполин; 5) завис, не, ость, им; 6) ый, ан, песч; 7) ник, под, окон; 8) и, по, ть, свят; 9) ова, пре, ть, след; 10) рас, ть, а, счит. – Расставьте их в нужной последовательности, после этого обозначьте морфемы. Образец: дум, а, к, вы – выдумка . Самопроверка с помощью компьютера: 1) безвкусица; 2) безвкусный; 3) воображение; 4) исполинский; 5) независимость; 6) песчаный; 7) подоконник; 8) посвятить; 9) преследовать; 10) рассчитать. |
ТОУУ Познавательные УУД: 1. Конструировать объекты на основе моделей. ТОУУ |
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Блицопрос. (см. материал предметного диска – блиц-опрос по теме «Наклонение глагола» к п. 75). – Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное – «–». 1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола. 2) С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность. 3) Глаголы имеют два наклонения. 4) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут. 5) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Самопроверка: – + – + + . 2. Самодиктант по домашней работе. – Запишите 5–6 глаголов в изъявительном наклонении, укажите рядом их признаки. Проверьте по тетрадям. 3. – Запишите глаголы прыгать, выпустить, гордиться в любых формах изъявительного наклонения. Назовите эти формы. | ТОУУ
Познавательные УУД: 1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, детального). 2. Анализировать, классифицировать, обобщать. ТОУУ
Коммуникативные УУД: 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
IV. Формулирование темы и целей урока. | Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса можно представить с помощью презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur167) или работать по предложенному плану. – Дополните схему, выявите новую информацию и сформулируйте тему урока. (см. материал предметного диска – интерактивная схема «Наклонение глагола» к п. 75). | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
V. Открытие новых знаний. | 1. Упр. 605 – наблюдение над значением глаголов в условном наклонении. Важно, чтобы учащиеся при поиске глаголов, называющих действия, которые не происходили на самом деле, называли их вместе с частицей бы (б): был бы, не терял бы, не прыгал бы и т.д. – В чём особенность глаголов, которые называют действия желаемые, возможные при какихто условиях? (Употребляются с частицей бы.) 2. Чтение определения в рамке после упр. 605. – Почему условное наклонение так называется? – Какие ключевые слова выделены? Почему в качестве ключевых приведены примеры? (Показана форма глагола, она является новой.) – Как пишется частица бы с глаголами? – Можно ли определить время в условном наклонении? – Как изменяются глаголы в условном наклонении? (По родам и числам.) – Какие ещё глаголы так изменяются? (Глаголы в прошедшем времени.) 3. Составление таблицы «Изменение глаголов в условном наклонении». Можно также начать составление обобщающей таблицы «Изменение глаголов в разных наклонениях». Количество столбцов учитель может задать сам, а затем предложить заполнить таблицу нужными признаками и проверить с опорой на материал диска. (см. материал предметного диска – обобщающая таблица «Изменение глаголов в разных наклонениях» к п. 75). Изменение глаголов в разных наклонениях По клику мыши. Проверьте себя. Учащиеся называют основы, указывают формообразующую морфему (суффикс л и частицу бы), делают вывод об образовании форм условного наклонения, сравнивают с текстом в рамке. Представьте информацию об образовании форм условного наклонения в виде схемы.(см. материал предметного диска – схема «Образование условного наклонения» к п. 75). УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ 4. Чтение текста в рамке после упр. 606. – Как отличить глаголы в прошедшем времени изъявительного наклонения от глаголов в условном наклонении? (В условном наклонении есть частица бы.) – Как пишется частица бы с глаголами? – Какое место она может занимать? Приведите примеры из упр. 605. | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. Задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). 3. Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения. 4. Классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
|
VI. Развитие учебноязыковых и правописных умений. | Упр. 607 – развивается умение преобразовывать глаголы из форм одного наклонения в форму другого, выявлять различия между ними. Выполняется под руководством учителя на доске (дватри примера), затем самостоятельно. Упр. 608 (осложнённое списывание) – развивается умение различать глаголы в формах изъявительного и условного наклонения, правильно писать слова с изученными орфограммами. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой вслух.
| Познавательные УУД: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.
Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
|
VII. Итог урока. | – Задайте вопросы по теме урока (один ряд другому).
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? - Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). - По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД: Представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема). ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Правила (тексты в рамках об условном наклонении) представить в виде схем. 2. Упр. 609 (подготовка презентации). | |
Всего комментариев: 0 | |
| |