Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Беседа о результатах написания свободного диктанта. | Учитель подводит общий итог, отмечает типичные ошибки (недочеты), дает общую оценку работы, поощряет учеников, выполнивших работу без ошибок. | |
III. Взаимодиктант. | По заданию 5 из домашней работы (ТСР, самостоятельная работа № 16). | ТОУУ
Познавательные УУД: 1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.
|
IV. Введение в тему. Формулирование темы и целей урока. | Работа по учебнику или с использованием презентации (см. prezent_rus_5kl_ur166). На доске записаны слова: Вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение, время, число, лицо, род. – Каким словосочетанием можно назвать все эти понятия? (Морфологические признаки глагола.) – Какой из признаков вам ещё не знаком? (Наклонение.) – Назовите и запишите тему урока – «Наклонение глагола». – Какие вопросы у вас возникли? (Что такое наклонение? Постоянный это признак или непостоянный? Какие бывают наклонения глаголов?) | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему), цели урока.
|
V. Открытие новых знаний. | 1. Работа по учебнику § 75 после рубрики «Определяем проблему урока». Упр. 603 – наблюдение над значением глаголов, употреблённых в тексте стихотворения. а) Работа по заданиям к упражнению. б) Сравнение результатов наблюдения с определением в рамке. – Назовите ключевые слова в этом определении. – На какой вопрос вы нашли ответ в этом определении? (Что такое наклонение, какой это признак: постоянный или непостоянный, какие бывают наклонения.) Беседа по вопросам: – К какой группе признаков относится наклонение глагола? (Непостоянных.) – Сколько наклонений в русском языке? – Как называются действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем и будут происходить в будущем? (Реальные.) – А какие действия характеризуются как нереальные? (Желаемые, возможные, требуемые.) – Приведите примеры реальных действий, названных глаголами в упр. 603. – А какое действие называет глагол не кушай? (Требуемое.) 2. Работа по учебнику после рубрики «Открываем новые знания». – Прочитайте 1й текст в рамке. – Какое общее действие по отношении к действительности называют глаголы в изъявительном наклонении? – Почему глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам? – Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? а в прошедшем времени? – Какой непостоянный морфологический признак есть у всех глаголов в изъявительном наклонении (прошедшем, настоящем и будущем времени)? (Число.) Слово учителя. – Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. Подберите эти слова. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.) Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут. 3. – Составьте на основе текста таблицу. (см. материал предметного диска – интерактивная таблица «Изменение глаголов в изъявительном наклонении» к п. 75) | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, изучающего). 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной для себя форме.
|
VI. Первичное закрепление, развитие учебноязыковых и правописных умений. | 1. На доске записаны глаголы: читать, прочитать, рисовать, нарисовать. – Чем они отличаются? (Приставка, вид.) Работа в группах. – Образуйте в настоящем и будущем времени у этих глаголов форму 1го л. мн.ч., а в прошедшем – форму м.р. ед.ч. – Заполните таблицу примерами. – Что вы заметили? (Отсутствует форма настоящего времени у глагола нарисовать.) – Сделайте общий вывод после работы в группах: сколько форм времени может быть у глаголов совершенного вида, а сколько – у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении? (Две формы у глаголов совершенного вида, три – у глаголов несовершенного вида.) 2. Упр. 604 – развивается умение образовывать формы глаголов будущего и прошедшего времени, правильно писать буквы гласных в безударных личных окончаниях, определять постоянные признаки этих глаголов и наклонение. Дватри примера выполняются коллективно (работаю по образцу), остальные – самостоятельно с последующей проверкой. Образец: брос ишь , брос ите , бросил и – сов.в., II спр., изъяв. накл.
| Познавательные УУД: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Представлять информацию в разной форме (таблица, схема).
Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Осуществлять работу в группе, договариваться о совместной деятельности. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.
|
VII. Итог урока. | – Что нового узнали? Чему учились? – Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты? – Что будем делать на следующих уроках? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). - По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Два определения в рамках. 2. Самодиктант: записать 8–10 глаголов в изъявительном наклонении, указать вид, время, спряжение глаголов. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |