Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 166 Тема:Наклонение глагола.Изъявительное наклонение глагола* (с презентацией)

УРОК 166

 Тема:Наклонение глагола.Изъявительное наклонение глагола* (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, ключевые слова).

6ЛР: распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Беседа о результатах написания свободного диктанта.

 

Учитель подводит общий итог, отмечает типичные ошибки (недочеты), дает общую оценку работы, поощряет учеников, выполнивших работу без ошибок.

 

III. Взаимодиктант.

 

По заданию 5 из домашней работы (ТСР, самостоятельная работа № 16).

 

ТОУУ

 

 

Познавательные УУД:

1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.

 

IV. Введение в тему. Формулирование темы и целей урока.

 

Работа по учебнику или с использованием презентации (см. prezent_rus_5kl_ur166).

 

На доске записаны слова:

Вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение, время, число, лицо, род.

– Каким словосочетанием можно назвать все эти понятия? (Морфологические признаки глагола.)

– Какой из признаков вам ещё не знаком? (Наклонение.)

– Назовите и запишите тему урока –  «Наклонение глагола».

– Какие вопросы у вас возникли? (Что такое наклонение? Постоянный это признак или непостоянный? Какие бывают наклонения глаголов?)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему), цели урока.

 

V. Открытие новых знаний.

 

1. Работа по учебнику § 75 после рубрики «Определяем проблему урока».

Упр. 603 – наблюдение над значением глаголов, употреблённых в тексте стихотворения.

а) Работа по заданиям к упражнению.

б) Сравнение результатов наблюдения с определением в рамке.

– Назовите ключевые слова в этом определении.

– На какой вопрос вы нашли ответ в этом определении? (Что такое наклонение, какой это признак: постоянный или непостоянный, какие бывают наклонения.)

Беседа по вопросам:

– К какой группе признаков относится наклонение глагола? (Непостоянных.)

– Сколько наклонений в русском языке?

– Как называются действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем и будут происходить в будущем? (Реальные.)

– А какие действия характеризуются как нереальные? (Желаемые, возможные, требуемые.)

– Приведите примеры реальных действий, названных глаголами в упр. 603.

– А какое действие называет глагол не кушай? (Требуемое.)

2. Работа по учебнику после рубрики «Открываем новые знания».

– Прочитайте 1­й текст в рамке.

– Какое общее действие по отношении к действительности называют глаголы в изъявительном наклонении?

– Почему глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам?

 – Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? а в прошедшем времени?

– Какой непостоянный морфологический признак есть у всех глаголов в изъявительном наклонении (прошедшем, настоящем и будущем времени)? (Число.)

Слово учителя.

– Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. Подберите эти слова. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.)

Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут.

3. – Составьте на основе текста таблицу. (см. материал предметного диска – интерактивная таблица «Изменение глаголов в изъявительном наклонении» к  п. 75)

 

                                                         

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, изучающего).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

 

 

 

 

 

 

VI. Первичное закрепление, развитие учебно­языковых и правописных  умений.

 

1. На доске записаны глаголы: читать, прочитать, рисовать, нарисовать.

– Чем они отличаются? (Приставка, вид.)

Работа в группах.

– Образуйте в настоящем и будущем времени у этих глаголов форму 1­го л. мн.ч., а в прошедшем –  форму м.р. ед.ч.

– Заполните таблицу примерами.

 

 

– Что вы заметили? (Отсутствует форма настоящего времени у глагола нарисовать.)

– Сделайте общий вывод после работы в группах: сколько форм времени может быть у глаголов совершенного вида, а сколько – у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении? (Две формы у глаголов совершенного вида, три – у глаголов несовершенного вида.)

2. Упр. 604 – развивается умение образовывать формы глаголов будущего и прошедшего времени, правильно писать буквы гласных в безударных личных окончаниях, определять постоянные признаки этих глаголов и наклонение.

Два­три примера выполняются коллективно (работаю по образцу), остальные – самостоятельно с последующей проверкой.

Образец: брос ишь , брос ите , бросил и – сов.в., II спр., изъяв. накл.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Представлять информацию в разной форме (таблица, схема).

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Осуществлять работу в группе, договариваться о совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

 

VII. Итог урока.

 

– Что нового узнали? Чему учились?

– Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты?

– Что будем делать на следующих уроках?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII.  Домашнее задание.

 

1. Два определения в рамках.

2. Самодиктант: записать 8–10 глаголов в изъявительном наклонении, указать вид, время, спряжение глаголов.

 

 

[ Скачать с сервера (56.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.