Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 162 Тема:Правописание букв гласных в безударных личных окончаниях глаголов

УРОК 162

 Тема:Правописание букв гласных в безударных личных окончаниях глаголов

 

Тип урока. Урок обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм).

6/4ЛР: определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, писать букву гласного в безударном личном окончании, объяснять выбор буквы, предупреждать ошибки при определении спряжения и написании буквы безударного гласного в личном окончании глагола.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

Записать предложение под диктовку:

Здесь по дорогам разные истории скитаются и бегают фантазии на тоненьких ногах. (В. Высоцкий)

Обозначить орфограммы в глаголах. Сколько разных видов орфограмм в глаголах?

Выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.

Указать все известные морфологические признаки у глаголов:

I вариант – скитаются; II вариант – бегают.

 

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Представлять информацию в знаково-символической форме (схема).

ТОУУ

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

Блиц-опрос.

1. – Закончите предложения письменно.

а) Имена существительные склоняются, а глаголы … (спрягаются).

б) Спряжение – это … (изменение глагола по лицам и числам).

в) Определить спряжение легко, если окончание глагола … (ударное).

г) Если в окончаниях гласная и, а в 3­м л. мн.ч. ­атят), то это глагол … (II спр.).

2. – Ответьте устно:

– Назовите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?

– Приведите пример производного разноспрягаемого глагола к глаголу хотеть.

– Назовите производный разноспрягаемый глагол из домашнего упр. 589 (предадимся).

– Как он образован? (Приставочно­суффиксальным способом: пре­ и ­ся.)

– В каких лицах глагол бежать имеет окончание I спр.? (3­е л. мн.ч.)

– В каком числе глагол хотеть имеет окончания II спряжения? (Во мн.ч.)

– Какое фонетическое явление происходит при изменении этих глаголов? (Чередование ж//г; т//ч.)

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования.

ТОУУ

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

 

На доске представлена схема:

 

   .

 

– Сформулируйте тему урока. Назовите ключевые слова урока, составьте его план.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (тему) урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

V. Обобщение и углубление изученного.

 

1. Вопросы для повторения после темы § 74 (устно).

                                             Запись:

 

                I спр.                                                                     II спр.

1) два глагола на ­ить                     1) на ­ить (кроме брить, стелить);

(брить, стелить);                           2) четыре глагола на ­ать (держать, дышать,

 2) все остальные глаголы:            слышать, гнать);

на ­ать, ­ять, ­оть,                         3) семь глаголов на ­еть (терпеть, вертеть,

­уть, ­ыть, ­еть.                              обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть,

                                                         смотреть).

 

2. Исправление ошибок в рассуждении после рубрики «Определяем основной вопрос урока».

Упр. 590 – развивается умение предупреждать ошибки при определении спряжения глагола: а) пропуск личной формы с ударным окончанием; б) подмена глагола одного вида другим (смешение видовых пар).

Выполняется устно коллективно.

На основе выполненного задания вырабатывается общий ход рассуждения при определении спряжения и выборе буквы в безударном личном окончании глагола.

3. Работа над 1­м правилом в  рамке:

– Какой первый шаг в определении спряжения глагола? (Поставить в личную форму и проверить, является ли окончание ударным. В случае ударного личного окончания спряжение определяется сразу.)

– Как определяется спряжение глагола при безударном личном окончании? (По неопределённой форме.)

– Что нужно помнить при подборе неопределённой формы глагола? (Неопределённая форма и личная форма глагола должны быть одного вида.)

Выучите рифмовку для глаголов-исключений.

(См. материал предметного диска – правило-рифмовка «Глаголы-исключения» к п. 74).

 

4. Чтение 2­го текста в рамке.

Упр. 591 – выполняется коллективно под руководством учителя.

Сравнение от

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Сравнивать высказывания с точки зрения их содержания, находить и исправлять ошибки.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм).

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

 

1. Работа с алгоритмом.

Упр. 592 – восполняются недостающие звенья алгоритма.

– Определи … (это глагол­исключение?)

нет

да

Вывод: данный глагол относится к I спр. (брить, стелить), или ко II спр. (4 глагола на ­ать, 7 глаголов на ­еть), или является разноспрягаемым (хотеть, бежать, есть, дать).

(Примеры: к 1­му «шагу» – решит, идёт, глядят, встают; ко 2­му «шагу»: смотрит, стелет, держат; к 3­му «шагу»: подходит, плещет, носят.)

2. Комментированный диктант.

Задание. Пользуясь алгоритмом, установите вид, спряжение глаголов и определите, какие буквы гласных надо писать в безударных личных окончаниях, графически обозначьте условия выбора орфограммы.

Читаешь книгу, борется с ленью, стирает бельё, терпишь невзгоды, строит дом, стелется туман, клеит конверты, снег растает, услышит речь, увидит корабль.

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Преобразовывать  информацию из одной формы в другую (текст, схему в алгоритм).

3. Анализировать, сравнивать, группировать.

 

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

ТОУУ

VII. Итог уроков.

 

– Какие умения развивали на уроке?

– Какие встречаются ошибки при определении спряжения и написании личных окончаний  глагола?

 

– Чему учились на уроке?

- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII.  Домашнее задание.

 

1. Знать правила и алгоритм из упр. 592.

2. Подобрать из  изучаемого на уроках литературы произведения два­три предложения с глаголами в разных формах, определить спряжение глаголов.

 

 

 

[ Скачать с сервера (67.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.