Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 159 Тема:Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы* (с презентацией)

УРОК 159

 Тема:Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы* (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Л: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями (сочинение рифмовок).

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, ключевые слова).

4ЛР: определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию, анализировать разноспрягаемые глаголы, опознавать их в тексте орфограмм.

3ЛР: употреблять в речи стилистически окрашенные синонимы к слову есть.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Орфографическая пятиминутка.

 

 

Проводится на основе домашнего задания.

– Запишите словосочетания:

тоненький росточек, замереть от восторга, нежное прикосновение, загореть на отдыхе, сверкали зарницы, запереть на ключ, аккуратно застелить, приехать в Ростов, блеснуть на солнце.

Взаимопроверка.   

 

 

 

ТОУУ

 

III. Введение в тему урока.

 

Учитель может воспользоваться презентацией  (см. prezent_rus_5kl_ur159) или опираться на предложенный далее материал.

 

 – Расскажите составленные дома рифмовки правил. Если рифмовки сами не сумели сочинить, то вспомните известные, выученные ранее.

– А для чего вы заучили четверостишие:

Смотреть, всё слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать?

– Предположите, какая будет тема урока.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (тему) урока.

IV. Актуализация изученного.

 

1. Устная работа по вопросам для повторения после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

– Что такое личное окончание глагола? (Это окончание в форме какого­либо лица в настоящем или будущем времени.)

На доске (слайде) представлены глаголы:

Кричит, кричать, кричал, кричишь, кричали,  кричат.

– У каких глаголов личные окончания? Зачеркните лишние глаголы. Выделите личные окончания (окончания в форме какого­либо лица). Можно вспомнить рифмовку о том, когда легко определить спряжение (см. также материал предметного диска – правило-рифмовка для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием  к  п. 73).

 

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Затем оформить записи в тетрадях: составить опору для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.

 

2. Упр. 585 – развивается умение определять спряжение глаголов с ударным личным окончанием, совершенствуются правописные умения.

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и отличия.

2. Преобразовывать информацию и представлять ее в знаково-символической форме.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения.

 

 

V. Постановка проблемного вопроса урока.

 

Упр. 586 – введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».

Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы».

1. Обращение к вопросу и заданиям после таблицы.

2. Выделение корней в слове разноспрягаемые.

– О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения.

 

Регулятивные УУД:

1.  Формулировать проблему урока.

 

VI. Открытие новых знаний.

 

1. Сравнение предположений с данным в таблице материалом после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания».

– Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице?  Назовите их начальную форму.

– Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).

– В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)

2. Ответ на вопрос после таблицы.

3. Чтение определения разноспрягаемых глаголов в рамке.

– Как вы поняли,  что такое производные глаголы?

– Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4 или больше? А сколько надо запоминать?

Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы» (сравните с  материалом предметного диска – схема «Разноспрягаемые глаголы» к  п. 73).

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из таблицы.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст).

3. Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.

 

VII. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

1. Игра «Определи спряжение».

Учитель читает глаголы с ударным личным окончанием, ученики указывают окончание и спряжение.

Благодарим, сотрёшь, привезут, трёт, злишься, решите, трещит, гудят, гнутся, идём, поёте, пищат, пьют, глядим, встаёт.

Можно провести эту игру в виде распределительного диктанта: 1­й столбик – I спр., 2­й столбик – II спр.

2. Упр. 586 – развиваются навыки культуры речи при подборе синонимов к глаголу есть (определение стилистической окраски и употребление в соответствии с нормами культуры речи в определённом стиле).

Выполняется с комментированием под руководством учителя.

(См. материал предметного диска – интрерактивный текст «Говори правильно» к  п. 73).

 

– Как лучше сказать: кушать или есть? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы ответите: «Я уже покушала» или «Я уже поела»?

Корней Иванович Чуковский в книге «Живой, как жизнь» вот что написал по этому поводу: «Сказать о себе: ”Я кушаю (покушал)" – это всё равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу».

Чем же нехорош глагол кушаю? Глагол как глагол. Надо только знать, когда его нужно употреблять. При подлежащем, выраженном местоимением я, этот глагол лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания. Лучше использовать формы глагола есть: ем, поел, буду есть.

А вот с местоимениями ты, вы и он, она, они глагол кушать и покушать употреблять принято. (В. Волина)

Можно оформить эту беседу в виде записей:

 

3. Упр. 588 – развивается умение находить в тексте разноспрягаемые глаголы, определять их морфологические признаки.

Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию и представлять ее в удобной для себя форме.

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике общения нормы культуры речи, употреблять языковые средства, соответствующие заданному стилю.

3. Адекватно оценивать качество речи в учебной деятельности и практике речевого общения, находить и исправлять ошибки.

 

VIII. Итог урока.

 

– Назовите ключевые слова урока.

– Закончите предложение:

У имён существительных склонение, а у глаголов – … (спряжение).

У разноспрягаемых глаголов … (личные окончания разных спряжений – I и II).

Ответьте на 3 вопроса:

- Что узнали на уроке?

- Что запомнили?

- Что научились делать?

 

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

IX.  Домашнее задание.

 

1. Выучить разноспрягаемые глаголы (П. Придумать рифмовку для запоминания  – по желанию).

2. Упр. 589.

 

 

 

[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.