Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 157 Тема:Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­* (с презентацией)

УРОК 157

 Тема:Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­* (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.

4ЛР: находить корни ­кас­ – ­кос­ с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с орфограммой­проверяемой буквой безударного гласного, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Актуализация изученного.

 

Один из учеников проводит разминку по подготовленному дома заданию.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть навыками аудирования.

2. Структурировать информацию, создавать модели объектов в знаково-символической форме.

 

III. Введение в тему с постановкой задачи урока.

 

 

Учитель может использовать материал для наблюдений в учебнике (§ 72 после рубрики «Определяем проблему урока») или воспользоваться презентацией  (см. prezent_rus_5kl_ur157):

 

Слова из учебника (§ 72) представлены на доске (слайде):

Касается, коснётся, коснулось,  коса, касание.

– Прочитайте слова, выделите в них корни.

Учитель ведёт беседу по вопросам и заданиям учебника (поиск лишнего слова с объяснением, выявление особенностей написания буквы гласного в корне).

Ученики формулируют задачу урока. (Выяснить, в каких случаях пишется буква о, в каких а, вывести новое правило правописания корней с чередованием в корне ­кас­ – ­кос­.) Запись темы урока на доске и в тетрадях.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 579 – выявление условий выбора букв а–о в корне ­кас­ – ­кос­.

Ученики работают по  заданиям в учебнике, делают вывод о написании а–о в корне ­кас­ –­кос­.

2. Чтение правила в рамке.

Беседа по вопросам:

– Как называется орфограмма? Назовите её опознавательный признак.

– Каково основное условие выбора буквы о или а?

– Запишите правило в виде схемы (составляют схемы самостоятельно – у доски три ученика, выбирают наиболее удачный вариант схемы).


– В какую группу в таблице (см. урок 154) можно записать новую орфограмму? (3­я группа.)

 

 

– Составьте схему правила или его графическую модель (см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы а-о в корне касс- -кос» к  п. 72):

                                           

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

 

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 580 (выборочное списывание) – развивается умение различать слова с орфограммой­буквой чередующихся гласных и проверяемых безударных гласных в корне слова. Выполняется под руководством учителя.

Упр. 581 – развивается умение выявлять разные значения слова касаться в предложениях, писать слова с орфограммой­буквой а–о в корне ­кас­ – ­кос­, графически обозначать условия выбора изученных орфограмм.

– Какие значения имеют слова с корнями ­кас­ – ­кос­? Найдите в предложениях соответствующие значениям слова. Приведите свои примеры.

1) Я коснулся стены рукой (прямое значение: дотрагиваться до чего­либо). 2) Автор книги касается темы воспитания детей (пе­
реносное значение: затрагивать в статье, разговоре); 3) Постановление администрации посёлка коснётся всех его жителей (переносное значение: иметь отношение к чему­либо).

2. Объяснительный диктант.

Записать под диктовку, устно и графически объяснить выбор о–а  в ­кас­ – ­кос­:

Коснись воды, прикасаться осторожно, касаться рукой, нежное прикосновение, касательная линия, чуть­чуть соприкоснулись, касание мяча о сетку, неприкосновенность личности.

– Что такое касательная линия? (Это прямая линия, которая не пересекает, а только касается окружности.)

3. Самостоятельная работа с выборочной проверкой тетрадей: ТСР, самостоятельная работа № 15, задание 1 (обозначить в тексте орфограмму а–о в корне ­кас­ – ­кос­.); задание 2 (А 9–10; Б 10).

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

ТОУУ

VI. Итог урока.

 

– Какую задачу решали на уроке? Подведите итог: чему научились.

– Запишите ключевые слова урока.

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.           

 

1. Правило в виде схемы.

2. ТСР, самостоятельная работа № 15.

Н. Задания № 3 (8, 9, 10­я строки от слова «коснуться…), № 4 (под цифрой 4).

П. Задание № 6: составить рассказ «В походе» с использованием слов с чередующимися гласными в корне.

 

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (55.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.