Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 155 Тема:Буквы е–и в корнях с чередованием

УРОК 155

 Тема:Буквы е–и в корнях с чередованием

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться навыками аудирования и чтения; сравнивать, группировать, устанавливать связи, обобщать.

4ЛР: находить слова с изученной орфограммой на слух и в письменной речи и правильно их писать, разграничивать слова с орфограм­мами­проверяемыми буквами и буквами чередующихся безударных гласных в корне, графически обозначать условия выбора написаний.

             

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Ответы на возможные вопросы учащихся по домашнему заданию – упр. 573.

 

 

II. Языковая разминка.

 

 

Запись предложения под диктовку:

Необозримое поле блестит мокрой зеленью и расстилается
до самого горизонта, в него упирается линия ярко­зелёной межи
.
(Л.Н. Толстой)

– Что означает слово межа? (Граница земельных участков.)

– Где вы ещё встречались с этим словом?

Частичный синтаксический разбор (выделяются грамматические основы).

– Сколько видов орфограмм в корне вы обнаружили в этом предложении? Назовите их, подчеркните орфограммы, графически объясните условия выбора написаний. (Корни с чередованием в словах блестит, расстилается, упирается; орфограммы­буквы проверяемых безударных гласных зеленью, зелёной, межи) и непроверяемых гласных (горизонт).)

Разбор по составу (морфемный) слова расстилается.

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Создавать модели объектов, адекватно понимать информацию, представленную в разных формах (графической, словесной).

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической и диалогической формами речи.

2. Адекватно использовать языковые средства для решения учебных задач.

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

 

Устный фронтальный опрос.

– По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы е–и в корнях с чередованием»? (По безударному положению гласного.)

– В каких известных вам видах орфограмм­букв гласных в корне слова орфограмму также можно обнаружить по этому опознавательному признаку? («Буквы проверяемых безударных гласных в корне слова», «Буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова», «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­», «Буквы а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­».)

– Назовите условия выбора букв а–о в корнях с чередованием ­лаг­ ­лож­, ­раст­ (­ращ­) – ­рос­. Какое из них является основным?

– Назовите условия выбора букв е–и в корнях с чередованием.

– Какое из условий можно назвать основным? При ответе на этот вопрос используйте примеры из домашнего упражнения.

– Для глаголов какого вида характерен суффикс а? Проиллю­
стрируйте свой ответ примерами из домашнего упражнения.

Итак, в своих ответах вы отметили, что основным условием выбора букв е–и в корнях с чередованием является наличие или отсутствие суффикса а после корня.

– Вспомните, какое условие выбора является основным для орфограммы «Проверяемые буквы безударных гласных в корне слова». (Подбор проверочного слова с ударным гласным в корне.)

– Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне? Обоснуйте свой ответ. (Нет, нельзя, так как подбор проверочного слова с ударным гласным – это основное условие выбора другого вида орфограммы.)

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1. Излагать свое мнение, аргументируя его.

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Формулирование цели урока.

 

– Графически обозначьте орфограммы, о которых мы говорили во время фронтального опроса (графические схемы записываются на боковой части доски и остаются до конца урока).

 

              

– Сформулируйте цель урока.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

 

V. Развитие орфографических умений, предупреждение отрицательного воздействия навыков.

 

Упр. 575 (распределительное неосложнённое списывание) – развивается умение отличать слова с омонимичными корнями ­пир­ – ­мир­ с буквами безударных чередующихся гласных е–и в корне и с буквами проверяемых безударных гласных в корне, графически объяснять условия выбора изучаемой и изученных орфограмм.

Устно коллективно, письменно самостоятельно (на доске два­три примера в качестве образца записи).

Упр. 576 (осложнённое списывание) – развивается умение разграничивать и группировать слова по разным типам орфограмм (с корнями с чередующимися гласными е–и и а–о и буквами проверяемых безударных гласных в корне слова, правильно писать слова с этими орфограммами,  графически объяснять условия их выбора.

Выполняется в парах или самостоятельно с последующей коллективной проверкой.

Упр. 577 (объяснительный диктант) – развивается умение предвидеть изученные орфограммы в словах при слуховом восприятии текста, совершенствуются все умения, названные в целях урока.

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, группировать, устанавливать связи.

2. Сравнивать объекты (устанавливать сходство и отличия), представлять их в знаково-графической форме.

2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Работать в паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Строить связное монологическое высказывание.

 

VI. Итог урока.

 

– Что является главным в выборе написаний сходно звучащих корней (­пир­, ­мир­)? (Значение слова.)

– Приведите по одному примеру на каждую схему, записанную на доске.

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

Упр. 578 (сочинение­миниатюра с использованием опорных слов с чередующимися гласными е–и и а–о в корне).

 

 

 

[ Скачать с сервера (61.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.