Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 154 Тема: Буквы е–и в корнях с чередованием

УРОК 154

 Тема: Буквы е–и в корнях с чередованием

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.

4ЛР: видеть корни с чередованием е–и, отличать их от других видов корней с чередованиями, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм; находить в тексте слова с чередованием е–и.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

 

1. Взаимодиктант на правописание суффиксов ­ова­ (­ева­), ­ыва­ (­ива­) и буквы гласного перед суффиксом ­ва­ в глаголах (по материалам самодиктанта, выполненного дома). Проверка по «цепочке».

2. Тестовое задание № 7 в ТСР, самостоятельная работа № 14.

 

 

ТОУУ

 

ТОУУ

 

III. Формулирование проблемы урока.

 

Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur154) или работать по учебнику § 71 после рубрики «Определяем проблему урока».

 

Ученики работают по заданиям: находят однокоренные глаголы (отпереть, отпирался, отпер), подбирают к ним антонимы (запереть, запирался, запер), выделяют корень, ставят ударение.

Затем выявляют особенность написания букв гласных в корне: в безударном положении в корне пишутся разные буквы – е или и, вспоминают, что такие корни называются корнями с чередованием, и формулируют проблемный вопрос урока. (В каких случаях в корнях с чередованием ­пер­ (­пир­) пишется буква е, а в каких и?)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Актуализация изученного.

 

Ученики работают в группах по вопросам учебника после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

Результаты работы представляют в виде схем­опор:

1) корни с чередованием а//о

 

3) Примеры:

излагать – изложить

растение – вырос

загар – загореть

зарево – зорька

– Вспомним подсказку: загорел, загар. Без ударения ­гор­. Наоборот: ­зар­ –­зор­.

 

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из источников и представлять ее в удобной для себя форме.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

V. Открытие новых знаний.

 

1. Поиск решения.

Упр. 571 – наблюдение над чередованием букв е–и в корнях.

а) Работа проводится по заданиям к упр. 571.

– Какие глаголы вы поместили бы под картинками? (Балерина блистала, шар блестел.)

б) Уточнение и углубление понимания материала по вопросам и заданиям после столбиков слов.

Дополнение графических схем нужными обозначениями.

2. Формулирование правила и сравнение своей формулировки с формулировкой учебника.

После чтения текста правила в рамке ученикам предлагается задать вопросы.

Возможные вопросы по правилу в рамке:

а) Каков опознавательный признак орфограммы?

б) Какое основное условие выбора букв е–и в корнях с чередованием?

в) Когда в корне с чередованием е–и пишется и? а когда е?

д) Как обозначается орфограмма?

3. Составьте схему (модель правила), опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы. (см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы е-и в корнях с чередованием к  п. 71).

 

 

Учитель может предложить подсказку для большинства корней (5):

Если в корне с чередованием есть ­ИрА­, пиши И.  (см. материал предметного диска – схема-«подсказка» для орфограммы «Буквы е-и в корнях с чередованием» к  п. 71).

 

 

 

 

– Можно ли корни с чередованием проверять ударением? Докажите. (Стёр, но в корне стирать нужно писать букву и, а не е, правило проверки «не работает».)

4. После беседы ученики заполняют обобщающую таблицу «Правописание корней с чередованиями». (см. материал предметного диска – интерактивная обобщающая таблица  к  п. 71).

– Почему в таблице три столбика? (Три разных условия выбора написаний.)

– Дополните таблицу нужными корнями.

Буквы согласных в корне

Ударение

Суффикс ­а­ после корня

­лаг­ – ­лож­

­зар­ – ­зор­

­бир­ – ­бер­

­раст­ (­ращ­) – ­рос­

­гор­ – ­гар­

­пир­ – ­пер­

 

 

­дир­ – ­дер­

 

 

­тир­ – ­тер­

 

 

­мир­ – ­мер­

 

 

­блист­ – ­блест­

 

 

­стил­ – ­стел­

 

 

­жиг­ – ­жег­

 

 

– Сколько корней с чередованиями у вас получилось в каждом столбике?

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, модель, таблицу).

3. Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.

4. Классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

 

VI. Первичное применение знаний, развитие правописных умений.

 

Упр. 572 – развивается умение подбирать слова с чередованием в корне, правильно писать букву гласного в корне, графически объяснять выбор написания.

Выполняется под руководством учителя по образцу в учебнике.

Упр. 573 (распределительное списывание) – развивается умение находить слова с изученной орфограммой в тексте, группировать слова с соответствии с чередованием букв е–и в корнях.

Выполняется в парах, проверка коллективная.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

VII. Итог урока.

 

– Назовите ключевые слова урока.

– Покажите в виде схемы то главное, что изучалось на уроке.

 

                        

– Запомните весёлое стихотворение.

(см. материал предметного диска –рифмовка для запоминания правила написания букв е-и в корнях с чередованием к п. 71).

 

Если после корня – а,

В корне будет и всегда!

(Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»)

 

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД:

 Представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

 

1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку.

2. Упр. 574.

 

 

 

[ Скачать с сервера (97.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.