Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 153 Тема: Буквы гласных в суффиксах глаголов ­ова­ (­ева­) и ­ыва­ (­ива­) и перед суффиксом ­ва­

УРОК 153

 Тема: Буквы гласных в суффиксах глаголов ­ова­ (­ева­) и ­ыва­ (­ива­) и перед суффиксом ­ва­

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, алгоритм, схему), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.

4ЛР: отличать орфограммы­буквы гласных в суффиксах глаголов ­ова­ (­ева­) и ­ыва­(­ива­) и перед суффиксом ­ва­, писать слова с этими орфограммами, устно и графически обозначать условия их выбора.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

 

1. Блиц­опрос.

– Закончите предложения:

а) Опознавательный признак орфограммы ­ова­ (­ева­) и ­ыва­
(­ива­) … .

б) Выбрать написание буквы гласного в суффиксе помогает форма … .

в) Буква о (е) пишется, если суффикс … .

г) Буква ы (и) пишется, если суффикс … .

Самопроверка или взаимопроверка с опорой на доску (безударный гласный, 1л.ед.ч. наст.или буд.вр., исчезает, сохраняется).

2. – Замена каких словосочетаний в домашнем задании вызвала затруднение?

–Прочитайте глаголы с суффиксами ­ыва­ (­ива­), затем ­ова­
(­ева­).

– Какие из записанных вами глаголов имеют близкое произношение, но разное написание? (Шефствовать – шефы; шествовать – шествие.)

– Как называется эта орфограмма? (Проверяемая буква согласного в корне слова.)

3. ТСР, самостоятельная работа № 14, задания 1, 3.

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования.

 

 

ТОУУ

 

 

 

ТОУУ

 

III. Введение в тему с постановкой проблемы урока.

 

 

Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» (тема «Разносклоняемые имена существительные») или воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur153).

 

 

На слайде (доске) представлены слова:

создавать                              исследовать

развивать                          отслеживать                  

напевать                завидовать

зашивать                отращивать

– Выделите корень и суффикс в словах каждого столбика.

– Поставьте ударение. Чем отличаются слова в двух столбиках?
(В 1­м столбике – ударный суффикс ­ва­, во 2­м – суффиксы ­ова­ (­ева­) и ­ива­ безударные.)

– Сравните два первых слова в каждом столбике. Какие написания гласных перед ­ва­ вы можете объяснить, используя изученное на прошлом уроке правило?

– Сформулируйте основной вопрос (проблему) урока. (Как отличить суффикс ­ва­ от суффиксов ­ова­ (­ева­) и ­ыва­ (­ива­)? Какую букву гласного писать перед суффиксом ­ва­?)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 568 – наблюдение над правописанием букв гласных перед суффиксом ­ва­.

Выполняется по заданиям к упражнению.

– Как отличить суффикс ­ва­ от изученных суффиксов ­ова­ (­ева­) и ­ыва­ (­ива­)? (Всегда ударный.) Сделайте вывод о написании буквы гласного перед суффиксом ­ва­.

2. Чтение текста в рамке (для ознакомления).

– Проверьте свои предположения.

– Назовите ключевые слова текста в рамке. (Суффиксы ­ва­ и ­ова­ (­ева­) – ­ыва­ (­ива­).)

– Какой общий признак у двух изученных орфограмм? (Имеют звуковое сочетание [ва].)

– Что нужно сделать, чтобы отличить эти орфограммы? (Поставить ударение, выделить суффикс.)

– Одинаковый или разный способ проверки у этих орфограмм? Докажите.

– Изобразите правило написания буквы гласного перед суффиксом ­ва­ графически.

 

         √            

     -  гл. ВА-                            гл.-ВА

                                                 ═            

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схему).

 

V. Развитие орфографических умений.

 

1. Упр. 569 (распределительное списывание) – развивается умение отличать сходные виды орфограмм­букв гласных в суффиксах ­ова­ (­ева­), ­ыва­(­ива­) и перед суффиксом ­ва­.

Составление алгоритма под руководством учителя. (см. материал предметного диска – алгоритм выбора букв гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-) и перед суффиксом -ва  к  п. 70)

                                                

1) Выделить суффикс в слове.

2) Поставить ударение.

3) Если буква гласного в суффиксе, подобрать форму 1­го л. ед.ч. наст. или буд. вр.

4) Если буква гласного перед ударным суффиксом ­ва­, опустить суффикс, проверить по ударному гласному.

Запись 3–4 примеров на доске, затем самостоятельно. Проверка коллективная.

2. ТСР, самостоятельная работа № 14, задание 4.

Взаимопроверка.

 

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

    3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, схема, модель, алгоритм), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

 

VI. Итог урока.

 

– Задайте вопросы по теме урока (один ряд задаёт другому).

– Что было трудным?

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.           

 

1. Правило в рамке.

2. Упр. 570 (каждый ряд записывает по два предложения).

3. Самодиктант (ТСР, самостоятельная работа № 14, задание 5).

 

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (53.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.