Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 151 Тема: Видовые пары глаголов

УРОК 151

 Тема: Видовые пары глаголов

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию (ключевые слова, схема).

6ЛР: опознавать видовые пары глаголов совершенного и несовершенного вида, подбирать к глаголу видовую пару.

3ЛР: конструировать предложения с глагольными формами (типа положить, класть), предупреждать речевые ошибки.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II.  Языковая разминка.

 

Запись по памяти (предложение представлено на слайде):

Уважаемые кошки, не болят ли ваши ножки? (Ю. Мориц)

– Проверьте свои записи. Исправьте ошибки.

1. – Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему.

2. – Сколько раз в предложении встречается [ш]? (три) а [ж] (один)?

– Как называются орфограммы с такими опознавательными признаками?

3. – Назовите постоянные морфологические признаки глагола (не)болят.

 

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

 

III. Индивидуальный письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.

 

 

1. – Запишите в тетради недостающие слова. (см. материал предметного диска – текст для письменного опроса по теме «Вид глагола» к §69).

2. Учащиеся записывают примеры глаголов совершенного и несовершенного вида (по материалам самодиктанта из домашнего задания).

 

ТОУУ

 

 

Познавательные УУД:

1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.

 

 

ТОУУ

 

IV. Введение в тему с постановкой проблемы урока.

 

 

Работа по учебнику или с использованием презентации (см. prezent_rus_5kl_ur151).

 

– Прочитайте ключевые слова темы в конце § 69.

– Какое слово является для вас новым? Запишите тему «Видовые пары глаголов».

– Как вы думаете, о каких «парах» пойдёт речь?

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

V. Открытие новых знаний.

 

1. Наблюдение над материалом после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания».

Ученики работают по заданиям к тексту: выписывают глаголы совершенного вида и рядом глаголы несовершенного вида (в случае необходимости обращаются к подсказке), сравнивают лексическое значение в парах (глаголы залезла, слезла имеют дополнительный оттенок значения «вверх», «вниз» (ср. лезла); повисела, попрыгала – дополнительный оттенок значения «немного» (ср. висела, прыгала), у глаголов перекувыркнулось – перекувыркивалось, сказала – говорила лексическое значение совпадает), делают вывод: на разное лексическое значение может влиять  приставка у одного из глаголов.

2. Упр. 560 – наблюдение проводится над парами глаголов совершенного и несовершенного вида, имеющих одинаковое лексическое значение.

Ученики определяют вид глаголов, выделяют суффиксы в основах глаголов, устанавливают, что лексическое значение в паре совпадает.

Затем делают общий вывод: в каком случае глаголы в парах различаются только видом, а в каких – и видом, и лексическим значением? (Если в паре один глагол с приставкой, а другой без приставки, то они отличаются не только видом, но и лексическим значением; если глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются только суффиксами, то лексическое значение у них одинаковое.)

3. Сравнение выводов учащихся с текстом в рамке.

Вопросы после чтения текста в рамке:

– Что такое видовая пара?

– Каким способом образуются видовые пары?

– Почему глаголы писать – подписать не образуют видовую пару? (У глагола подписать появляется новое лексическое значение, которое вносит приставка под­ – «внизу».)

– Почему видовые пары глаголов даны в одной словарной статье?

4. Составьте схему для видовых пар глаголов с учетом их основных признаков (2 человека на доске)

Сравните свои варианты с образцом (см. материал предметного диска – схема «Видовые пары глагола» к  п. 69)

 

                                             

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схему).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со  схемой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

 

 

 

 

 

 

VI. Развитие речевых и учебно­языковых умений.

 

1. Упр. 561 – формируются умения образовывать видовые пары супплетивно (от основ других, неоднокоренных глаголов), предупреждаются речевые и грамматические ошибки в образовании форм глаголов.

Примечание. (см. материал предметного диска – примечание к выбору проверочного слова  к  п. 69):

! Нельзя подбирать как проверочные глаголы на –ывать (-ивать).

Опоздать – поздний (нельзя опаздывать)

Копать  - раскопки (нельзя раскапывать)

Ломать – взлом (нельзя взламывать)

Спросить – спрос (нельзя спрашивать)

Проглотить – глотка (нельзя проглатывать)

              …

 

Выполняется под руководством учителя сначала устно (коллективно), затем письменно (ученики составляют предложения).

Дополнительное задание, направленное на формирование навыков культуры речи.

– Определите, как правильно (см. материал предметного диска – употребляй правильно к  п. 69):

поклал                      положил

ложил                       клал

ложь, ложи            положи, клади

ложите                   положите

ложьте                    кладите

– Запишите только правильные формы глаголов класть – положить.

– В чём особенность глаголов с корнем ­лож­? (Без приставки не употребляются.)

– А с корнем клад­? (Не употребляются с приставкой.)

– Изобразите эту особенность графически (см. там же материал предметного диска – употребляй правильно к  п. 69):

 

                                                 ЗАПОМНИ

 

                                  положил                         клал

                                  положи                           клади

                                  положите                        кладите

 


                                        ЛОЖ                              КЛА(Д)

 

– Составьте предложения с парой глаголов класть – положить.

2. – Запишите видовую пару к глаголам:

1) прощать; 2) сбрасывать; 3) сдавливать; 4) вывозить; 5) избирать; 6) подшивать; 7) относить; 8) выгибать; 9) поднимать;
10) скрывать; 11) прохаживаться.

– Подчеркните 4­ю букву в полученных словах. Составьте из них слово. Какое слово получилось? (Если задание выполнено правильно, то возможно прочитать название вида новообразованных глаголов – совершенный.)

простить               подшить

сбросить                 отнести

сдавить                   выгнуть

вывезти                   поднять

избрать                   скрыть

                                      пройтись

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

3. Создавать модели объектов.

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в учебной деятельности и практике общения нормы культуры речи.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

4. Находить грамматические  и речевые ошибки, исправлять их.

 

VII. Итог урока.

 

– Что нового узнали на уроке?

– Чему учились?

– Представьте в виде схемы видовую пару глаголов.

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII.  Домашнее задание.

 

1. Рассказать по схеме, что такое видовая пара.

2. Упр. 562.

 

 

 

[ Скачать с сервера (64.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.