Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | |||
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | | |||
II. Языковая разминка. | Запись по памяти (предложение представлено на слайде): Уважаемые кошки, не болят ли ваши ножки? (Ю. Мориц) – Проверьте свои записи. Исправьте ошибки. 1. – Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему. 2. – Сколько раз в предложении встречается [ш]? (три) а [ж] (один)? – Как называются орфограммы с такими опознавательными признаками? 3. – Назовите постоянные морфологические признаки глагола (не)болят. | Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. | |||
III. Индивидуальный письменный опрос с элементами проверки домашнего задания. | 1. – Запишите в тетради недостающие слова. (см. материал предметного диска – текст для письменного опроса по теме «Вид глагола» к §69). 2. Учащиеся записывают примеры глаголов совершенного и несовершенного вида (по материалам самодиктанта из домашнего задания). | ТОУУ
Познавательные УУД: 1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.
ТОУУ
| |||
IV. Введение в тему с постановкой проблемы урока. | Работа по учебнику или с использованием презентации (см. prezent_rus_5kl_ur151). – Прочитайте ключевые слова темы в конце § 69. – Какое слово является для вас новым? Запишите тему «Видовые пары глаголов». – Как вы думаете, о каких «парах» пойдёт речь? | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
| |||
V. Открытие новых знаний. | 1. Наблюдение над материалом после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания». Ученики работают по заданиям к тексту: выписывают глаголы совершенного вида и рядом глаголы несовершенного вида (в случае необходимости обращаются к подсказке), сравнивают лексическое значение в парах (глаголы залезла, слезла имеют дополнительный оттенок значения «вверх», «вниз» (ср. лезла); повисела, попрыгала – дополнительный оттенок значения «немного» (ср. висела, прыгала), у глаголов перекувыркнулось – перекувыркивалось, сказала – говорила лексическое значение совпадает), делают вывод: на разное лексическое значение может влиять приставка у одного из глаголов. 2. Упр. 560 – наблюдение проводится над парами глаголов совершенного и несовершенного вида, имеющих одинаковое лексическое значение. Ученики определяют вид глаголов, выделяют суффиксы в основах глаголов, устанавливают, что лексическое значение в паре совпадает. Затем делают общий вывод: в каком случае глаголы в парах различаются только видом, а в каких – и видом, и лексическим значением? (Если в паре один глагол с приставкой, а другой без приставки, то они отличаются не только видом, но и лексическим значением; если глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются только суффиксами, то лексическое значение у них одинаковое.) 3. Сравнение выводов учащихся с текстом в рамке. Вопросы после чтения текста в рамке: – Что такое видовая пара? – Каким способом образуются видовые пары? – Почему глаголы писать – подписать не образуют видовую пару? (У глагола подписать появляется новое лексическое значение, которое вносит приставка под – «внизу».) – Почему видовые пары глаголов даны в одной словарной статье? 4. Составьте схему для видовых пар глаголов с учетом их основных признаков (2 человека на доске) Сравните свои варианты с образцом (см. материал предметного диска – схема «Видовые пары глагола» к п. 69) | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схему). 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.
| |||
VI. Развитие речевых и учебноязыковых умений. | 1. Упр. 561 – формируются умения образовывать видовые пары супплетивно (от основ других, неоднокоренных глаголов), предупреждаются речевые и грамматические ошибки в образовании форм глаголов. Примечание. (см. материал предметного диска – примечание к выбору проверочного слова к п. 69): ! Нельзя подбирать как проверочные глаголы на –ывать (-ивать). Опоздать – поздний (нельзя опаздывать) Копать - раскопки (нельзя раскапывать) Ломать – взлом (нельзя взламывать) Спросить – спрос (нельзя спрашивать) Проглотить – глотка (нельзя проглатывать) … Выполняется под руководством учителя сначала устно (коллективно), затем письменно (ученики составляют предложения). Дополнительное задание, направленное на формирование навыков культуры речи. – Определите, как правильно (см. материал предметного диска – употребляй правильно к п. 69): поклал положил ложил клал ложь, ложи положи, клади ложите положите ложьте кладите – Запишите только правильные формы глаголов класть – положить. – В чём особенность глаголов с корнем лож? (Без приставки не употребляются.) – А с корнем клад? (Не употребляются с приставкой.) – Изобразите эту особенность графически (см. там же материал предметного диска – употребляй правильно к п. 69): ЗАПОМНИ положил клал положи клади положите кладите
– Составьте предложения с парой глаголов класть – положить. 2. – Запишите видовую пару к глаголам: 1) прощать; 2) сбрасывать; 3) сдавливать; 4) вывозить; 5) избирать; 6) подшивать; 7) относить; 8) выгибать; 9) поднимать; – Подчеркните 4ю букву в полученных словах. Составьте из них слово. Какое слово получилось? (Если задание выполнено правильно, то возможно прочитать название вида новообразованных глаголов – совершенный.) простить подшить сбросить отнести сдавить выгнуть вывезти поднять избрать скрыть пройтись
| Познавательные УУД: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать. 3. Создавать модели объектов.
Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать в учебной деятельности и практике общения нормы культуры речи. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль. 4. Находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их.
| |||
VII. Итог урока. | – Что нового узнали на уроке? – Чему учились? – Представьте в виде схемы видовую пару глаголов. - С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? - Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). - По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ | |||
VIII. Домашнее задание. | 1. Рассказать по схеме, что такое видовая пара. 2. Упр. 562. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |