Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 148 Тема:Возвратные глаголы. Р/р Редактирование предложений с возвратными глаголами

УРОК 148

 Тема:Возвратные глаголы. Р/р Редактирование предложений с возвратными глаголами

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план в текст), анализировать, группировать, устанавливать закономерности.

6/4ЛР: распознавать возвратные формы глаголов, правильно их писать, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать соотношения между глагольными признаками возвратности и переходности­непереходности.

3ЛР: конструировать предложения с возвратными формами глаголов, находить и исправлять ошибки при употреблении возвратных форм глаголов.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

 

Запись предложения под диктовку:

Скучный дождик льётся, чиж уснул на жёрдочке. (Г. Сапгир)

Синтаксический разбор, составление схемы предложения, объяснение орфограмм.

Фонетический разбор слов: I вариант – скучный, II вариант – льётся.

– Какие общие морфологические признаки у глаголов льётся и уснул? (I спр., ед. ч., непереходные.)

– Выпишите глаголы, укажите их форму и разберите по составу.

 

Методическая рекомендация. Обращаем ещё раз внимание, что формообразующий суффикс ­ся входит в основу. Это ученикам известно из начальной школы, необходимо ещё раз уточнить, что ­ся не только образует возвратную форму, но и вносит дополнительный оттенок в значение глагола – действие направлено на сам предмет или лицо.

 

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

2. Адекватно понимать информацию и создавать модели объектов в знаково-символической форме.

 

 

III. Актуализация изученного с опорой на домашнее задание.

 

 

1. Блиц­опрос «Закончи предложение». (см. материал предметного диска – блиц-опрос по теме «Возвратные глаголы» к п. 68):

Ученики дописывают только нужное слово (слова).

1) Глаголы, имеющие суффикс ­ся(­сь), называются …

2) Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое на­ правлено на … ( сам предмет или лицо).

3) Суффикс ­ся(­сь) в основу слова … (входит).

4) Если глагол возвратный, то он всегда будет … (непереходный).

5) Возвратные глаголы могут образовываться способом … (суффиксальным или приставочно­суффиксальным).

Самопроверка с помощью слайда, или один из учеников читает свои записи при повторном чтении заданий учителем. Возможны и другие варианты проверки.

2. Самодиктант по домашнему заданию.

Записать 2–3 пословицы с возвратными глаголами, обозначить орфограммы.

После самопроверки коллективная проверка вслух. (Возможна самооценка на основе алгоритма).

3. Рассказать о возвратных глаголах на основе составленного дома плана, используя свои примеры.

 

 

ТОУУ

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть навыками аудирования, приемами отбора и систематизации материала.

 

 

 

ТОУУ

Коммуникативные УУД:

1. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

2. Оформлять свои мысли в устной форме с опорой на составленный самостоятельно план.

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

 

 

На доске схема (см. материал предметного диска – схема возвратных форм глагола к п. 68):

 

                         что делает?          что сделает?         ­л­ (а, о, и)        ­ть (­ти)

 

 


                                                                        ­ся (­сь)

                                                           возвратный глагол

 

– Расскажите, какую информацию сообщает схема. Сформулируйте цель урока. (Научиться различать и образовывать разные формы возвратных глаголов.)

 

Регулятивные УУД:

1. Делать предположения на основе модели объекта.

2. Определять цель урока и характер деятельности.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 550 – развивается умение определять возвратные формы глаголов, устанавливать закономерность в выборе возвратного суффикса ­сь или ­ся, составлять предложения с возвратными глаголами в любой из форм. (Закономерность: суффикс ­сясь) сохраняется во всех формах, ­сь пишется после гласных, а ­ся – после согласных.)

Упр. 551 – развивается умение образовывать разные формы возвратных глаголов, наблюдать за смыслоразличительной ролью возвратных суффиксов глаголов в предложении.

Примечание. Со словами­паронимами (без введения термина) одеть­надеть, одеться ученики знакомились в начальной школе. На уроке происходит их актуализация в процессе составления предложений.

Можно использовать дополнительный материал.

а) – Объясните, почему в стихотворении в одном случае употреблён глагол одеть, а в другом – надеть.

Мама песню напевала,

Одевала дочку…

Одевала­надевала

Белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

                      (Е. Благинина)

(Слова одеть, одевать имеют значение «покрыть кого­либо одеждой», надеть – «покрыть себя одеждой», глагол надеть всегда употребляется при существительном со значением объекта с предлогом на: надеть на… .)

Запомните!

Одеть (кого­нибудь) ребёнка, больного, бабушку;

надеть (что­нибудь) шапку, пальто, носки.

б) – Послушайте грамматическую сказку «В стране Ошибки» и скажите, что делать, как помочь жителям этой страны.

В стране Ошибки

Одно из любимых развлечений жителей Ошибки – одевать свою одежду. Одевание всегда проходит здесь как сказочный праздник: на Центральную городскую площадь каждый приносит кто платье, кто свитер, кто кофту. И начинают одевать: «Стой спокойно, платье, не вертись! Сейчас я тебя одену: я надену на тебя джинсы, куртку, повяжу платочек». Платье одето! Правда (тсс!), жители здесь ходят почему­то голышом, а всё потому, что они одевают свою одежду, а на себя надеть им уже нечего.

Что же делать? Может, прислать им ещё одежды?

Но вдруг они снова начнут её … одевать?

Как же им помочь, ребята?

(В. Волина)

 Упр. 552 – развивается умение находить, объяснять и исправлять ошибки при употреблении возвратных форм глаголов.

Первое предложение разбирается под руководством учителя, затем ученики самостоятельно находят ошибки и записывают предложения в исправленном виде. Проверка коллективная.

2. Дополнительные задания.

Творческий диктант.

а) – Замените словосочетания глаголами­синонимами, графически покажите, что глаголы возвратные.

Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться).

б) – Запишите синонимы к глаголам.

Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться).

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, систематизировать, устанавливать закономерности, делать выводы.

2. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, графические образцы).

3. Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).

 

Коммуникативные УУД:

 

1. Соблюдать в практике речевого общения (учебного и внеучебного) основных языковых (грамматических) норм.

 

2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и речевой практики (находить и исправлять ошибки).

 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

 

Личностные результаты:

Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

 

 

VI. Словарная работа.

 

1. – Прочитайте слово в рамке к упр. 553.

– Написание каких букв нужно запомнить?

– Что обозначает это слово? Проверьте по словарю.

Кристалл – твёрдое тело в форме многогранника.

– Подберите однокоренные слова. (Кристаллический, кристаллизоваться, кристаллик,

НО: кристальный = чистый (перен.), прозрачный.)

2. Игра «Наборщик».

– «Соберите» новые слова из букв слова кристалл. (Рис, скат, лак, тир, лист, киста, тик, лик, кит, лира, рак, сила и т.д.)

 

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из словарей.

2. Анализировать, сравнивать, производить синтез.

 

VII. Итог урока.

 

– Прочитайте ключевые слова темы. Установите соотношения между ними. (Переходные, непереходные, возвратные глаголы – это постоянные морфологические признаки глагола; все возвратные глаголы непереходные, переходные глаголы не могут быть возвратными.)

– Найдите и устно исправьте ошибки.

1) Я одел зимнее пальто, а брату одел шубку.

2) Я умылася, причесалася, оделася.

3) Дети игрались в комнате.

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

 

1. Словарное слово записать в словарик.

2. Упр. 553 (домашнее задание будут проверять консультанты).

 

 

 

[ Скачать с сервера (60.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.