Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | ||||||||||||||
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | | ||||||||||||||
II. Языковая разминка. | Запись предложения под диктовку: Скучный дождик льётся, чиж уснул на жёрдочке. (Г. Сапгир) Синтаксический разбор, составление схемы предложения, объяснение орфограмм. Фонетический разбор слов: I вариант – скучный, II вариант – льётся. – Какие общие морфологические признаки у глаголов льётся и уснул? (I спр., ед. ч., непереходные.) – Выпишите глаголы, укажите их форму и разберите по составу. Методическая рекомендация. Обращаем ещё раз внимание, что формообразующий суффикс ся входит в основу. Это ученикам известно из начальной школы, необходимо ещё раз уточнить, что ся не только образует возвратную форму, но и вносит дополнительный оттенок в значение глагола – действие направлено на сам предмет или лицо. | Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать. 2. Адекватно понимать информацию и создавать модели объектов в знаково-символической форме.
| ||||||||||||||
III. Актуализация изученного с опорой на домашнее задание. | 1. Блицопрос «Закончи предложение». (см. материал предметного диска – блиц-опрос по теме «Возвратные глаголы» к п. 68): Ученики дописывают только нужное слово (слова). 1) Глаголы, имеющие суффикс ся(сь), называются … 2) Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое на правлено на … ( сам предмет или лицо). 3) Суффикс ся(сь) в основу слова … (входит). 4) Если глагол возвратный, то он всегда будет … (непереходный). 5) Возвратные глаголы могут образовываться способом … (суффиксальным или приставочносуффиксальным). Самопроверка с помощью слайда, или один из учеников читает свои записи при повторном чтении заданий учителем. Возможны и другие варианты проверки. 2. Самодиктант по домашнему заданию. Записать 2–3 пословицы с возвратными глаголами, обозначить орфограммы. После самопроверки коллективная проверка вслух. (Возможна самооценка на основе алгоритма). 3. Рассказать о возвратных глаголах на основе составленного дома плана, используя свои примеры. |
ТОУУ
Познавательные УУД: 1. Владеть навыками аудирования, приемами отбора и систематизации материала.
ТОУУ Коммуникативные УУД: 1. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями. 2. Оформлять свои мысли в устной форме с опорой на составленный самостоятельно план.
| ||||||||||||||
IV. Формулирование темы и целей урока. | На доске схема (см. материал предметного диска – схема возвратных форм глагола к п. 68): что делает? что сделает? л (а, о, и) ть (ти)
ся (сь) возвратный глагол – Расскажите, какую информацию сообщает схема. Сформулируйте цель урока. (Научиться различать и образовывать разные формы возвратных глаголов.) | Регулятивные УУД: 1. Делать предположения на основе модели объекта. 2. Определять цель урока и характер деятельности. | ||||||||||||||
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Работа по учебнику. Упр. 550 – развивается умение определять возвратные формы глаголов, устанавливать закономерность в выборе возвратного суффикса сь или ся, составлять предложения с возвратными глаголами в любой из форм. (Закономерность: суффикс ся (сь) сохраняется во всех формах, сь пишется после гласных, а ся – после согласных.) Упр. 551 – развивается умение образовывать разные формы возвратных глаголов, наблюдать за смыслоразличительной ролью возвратных суффиксов глаголов в предложении. Примечание. Со словамипаронимами (без введения термина) одетьнадеть, одеться ученики знакомились в начальной школе. На уроке происходит их актуализация в процессе составления предложений. Можно использовать дополнительный материал. а) – Объясните, почему в стихотворении в одном случае употреблён глагол одеть, а в другом – надеть. Мама песню напевала, Одевала дочку… Одеваланадевала Белую сорочку. Мама песенку допела, Мама девочку одела. (Е. Благинина) (Слова одеть, одевать имеют значение «покрыть коголибо одеждой», надеть – «покрыть себя одеждой», глагол надеть всегда употребляется при существительном со значением объекта с предлогом на: надеть на… .) Запомните! Одеть (когонибудь) ребёнка, больного, бабушку; надеть (чтонибудь) шапку, пальто, носки. б) – Послушайте грамматическую сказку «В стране Ошибки» и скажите, что делать, как помочь жителям этой страны. В стране Ошибки Одно из любимых развлечений жителей Ошибки – одевать свою одежду. Одевание всегда проходит здесь как сказочный праздник: на Центральную городскую площадь каждый приносит кто платье, кто свитер, кто кофту. И начинают одевать: «Стой спокойно, платье, не вертись! Сейчас я тебя одену: я надену на тебя джинсы, куртку, повяжу платочек». Платье одето! Правда (тсс!), жители здесь ходят почемуто голышом, а всё потому, что они одевают свою одежду, а на себя надеть им уже нечего. Что же делать? Может, прислать им ещё одежды? Но вдруг они снова начнут её … одевать? Как же им помочь, ребята? (В. Волина) Упр. 552 – развивается умение находить, объяснять и исправлять ошибки при употреблении возвратных форм глаголов. Первое предложение разбирается под руководством учителя, затем ученики самостоятельно находят ошибки и записывают предложения в исправленном виде. Проверка коллективная. 2. Дополнительные задания. Творческий диктант. а) – Замените словосочетания глаголамисинонимами, графически покажите, что глаголы возвратные. Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться). б) – Запишите синонимы к глаголам. Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться). | Познавательные УУД: 1. Анализировать, систематизировать, устанавливать закономерности, делать выводы. 2. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, графические образцы). 3. Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).
Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать в практике речевого общения (учебного и внеучебного) основных языковых (грамматических) норм.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и речевой практики (находить и исправлять ошибки). 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.
| ||||||||||||||
VI. Словарная работа. | 1. – Прочитайте слово в рамке к упр. 553. – Написание каких букв нужно запомнить? – Что обозначает это слово? Проверьте по словарю. Кристалл – твёрдое тело в форме многогранника. – Подберите однокоренные слова. (Кристаллический, кристаллизоваться, кристаллик, НО: кристальный = чистый (перен.), прозрачный.) 2. Игра «Наборщик». – «Соберите» новые слова из букв слова кристалл. (Рис, скат, лак, тир, лист, киста, тик, лик, кит, лира, рак, сила и т.д.)
| Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из словарей. 2. Анализировать, сравнивать, производить синтез.
| ||||||||||||||
VII. Итог урока. | – Прочитайте ключевые слова темы. Установите соотношения между ними. (Переходные, непереходные, возвратные глаголы – это постоянные морфологические признаки глагола; все возвратные глаголы непереходные, переходные глаголы не могут быть возвратными.) – Найдите и устно исправьте ошибки. 1) Я одел зимнее пальто, а брату одел шубку. 2) Я умылася, причесалася, оделася. 3) Дети игрались в комнате. Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ | ||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. | 1. Словарное слово записать в словарик. 2. Упр. 553 (домашнее задание будут проверять консультанты). |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |