Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 147 Тема: Возвратные глаголы

УРОК 147

 Тема: Возвратные глаголы

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться навыками аудирования (ознакомительного, детального, выборочного), переработки и преобразования информации из одной формы в другую (в схему, ключевые слова).

6ЛР: распознавать возвратные и невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками возвратности и переходности­непереходности.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Тренировочный словарный диктант.

 

 

 

– Подберите слово по его толкованию или разгадайте загадку, запишите, обозначьте орфограмму.

1) Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. (Ракета.)

2) Разносчик почты по адресам. (Почтальон.)

3) Группа солдат, обслуживающих орудие, пулемёт. (Расчёт.)

4) Водитель машины. (Шофёр.)

5) Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт.)

6) Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. (Велосипед.)

7) Не кошено, не рожено, на коленях плачет. (Гитара.)

8) То же, что и гиппопотам. (Бегемот.)

9) То, что приобретают для проезда в транспорте. (Билет.)

10) Музыкант, управляющий оркестром или хором. (Дирижёр.)

11) Цирковой артист, занимающийся жонглированием. (Жонглёр.)

12) Художественный музей. (Галерея.)

13) То, без чего невозможно первое блюдо. (Бульон.)

14) Группа лиц, проводящих вместе время. (Компания.)

15) Путь следования. (Маршрут.)

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть навыками аудирования.

2. Соотносить информацию (описательную и словесную).

 

III. Формулирование темы урока.

 

– Прочитайте записанные на доске выражения и скажите, что они обозначают.

Читать про себя, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.

– Какое местоимение употребляется во всех этих выражениях? Определите его разряд. Почему оно так называется?

– Когда ещё вы встречались с понятием «возвратный»? (Суффикс ­ся,  возвратные глаголы.)

– Какая будет тема урока? Знакома ли вам она?

– Что же будет новым? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

 

IV. Углубление и систематизация изученного.

 

1. Упр. 548 – наблюдение над использованием непереходных глаголов в тексте.

Выполняется по заданиям к упражнению.

– На кого направлено действие, обозначенное возвратными глаголами? (На сам предмет, оно как бы возвращается на предмет.)

– Производными или непроизводными являются выписанные вами глаголы? (Да,  есть производящие глаголы качать и кончать.)

– Объясните написание ­тся в этих глаголах.

2. Чтение определения в рамке.

а) Беседа после чтения.

– Назовите ключевые слова урока.

– Сформулируйте вопросы к каждой части этого определения.

– Запишите план в виде опорных слов, графических обозначений, символов.

– Как связаны возвратность и переходность глаголов?

– По какому признаку можно сразу сказать, что глагол непереходный? (По суффиксу ­ся.)

– Приведите свои примеры возвратных глаголов. Установите, производными или непроизводными они являются.

б) Составление схемы образования возвратных глаголов.

(см. материал предметного диска – графическая модель образования возвратных глаголов к п. 68):

 

  гл. +  СЯ                    + гл. +  СЯ                                  гл.СЯ

            (СЬ)                              (СЬ)                                    (СЬ)

 

 

 

– Ответьте на вопрос после текста в рамке.

 

Познавательные УУД:

1. Извлекать и преобразовывать информацию (план, ключевые слова, схема).

2. Анализировать, синтезировать, делать выводы.

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

 

V. Развитие учебно­языковых и речевых  умений.

 

1. Образуйте и запишите возвратные глаголы.

Мирить – мириться,

рассердить – …,

обнимать – …,

извинить – …,

удивлять – …,

глядеть – приглядеться,

дружить – подружиться,

ждать – …,

играть – … .

– Какими способами образованы возвратные глаголы?

– Как называется орфограмма, которая встретилась во всех этих глаголах? (ь в сочетании ­ться.)

2. Выборочный распределительный диктант.

Выписать и распределить глаголы в два столбика: возвратные и невозвратные.

Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на неё шёл полк солдат.  Она испугалась, громко залаяла и бросилась к коту. «Что это такое?» –  послышался громкий сердитый голос.  Гусь не обиделся, что собака поедает его корм. Кот сипло замяукал под лапами Тётки. (По А.П. Чехову)

3. Творческое списывание.

Упр. 549 – развивается умение употреблять в тексте подходящие по смыслу возвратные глаголы.

Коллективная проверка вслух.

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

2. Конструировать по образцу.

3. Владеть навыками чтения (выборочного) и аудирования.

 

Коммуникативные УУД:

 

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), корректировать его.

 

VI. Итог урока.

 

– Ответьте на вопрос: что нового узнали на уроке?

 

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

1. Составить план текста в рамке, подготовить по нему связный ответ.

2. Подобрать и записать пять пословиц с возвратным глаголом. (Грамоте учиться – всегда пригодится. Конь  о четырёх ногах, а спотыкается и т.д.)

 

 

 

[ Скачать с сервера (53.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.