Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 146 Тема: Глаголы переходные и непереходные

УРОК 146

 Тема: Глаголы переходные и непереходные

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: использование навыков аудирования, переработки и преобразования информации из одной формы в другую (в схему).

М/к: договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, оформлять свои мысли в устной форме.

6ЛР: распознавать переходные и непереходные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

Запись под диктовку:

Мы постель убрали сами, вместе с мамой пили чай, а потом сказали маме: «До свиданья! Не скучай!»  (С.Я. Маршак)

1) Объяснить постановку знаков препинания.

2) Составить схему предложения.

3) Указать постоянные морфологические признаки всех глаголов.

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Создавать модели объектов, адекватно понимать информацию, представленную в разных формах (графической, словесной)

 

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Представление на доске схем­опор для определения переходности­непереходности глаголов (три­четыре человека). (См. также материал предметного диска – интерактивный ресурс – схема-опора «Глаголы переходные и непереходные»  к  п. 67).

 

Коллективная проверка. Выявление лучшей схемы.

2. Блиц­опрос.

(См. также материал предметного диска – блиц-опрос по теме «Глаголы переходные и непереходные»  к  п. 67).

– Если утверждение верное, поставьте «+», неверное «–».

а) Любое дополнение в В.п. указывает на то, что глагол переходный.

б) Переходные глаголы не могут иметь дополнения.

в) Если глагол имеет предлог, то он является непереходным.

г) Переходные глаголы могут иметь дополнение в В.п. без предлога или в Р.п. при отрицании.

д) Непереходный глагол имеет при себе прямое дополнение.

е) Переходность/непереходность – это постоянный признак глагола.

Взаимопроверка по ключам: –  –  +  + –  +.

3. Взаимодиктант. Ученики читают составленные или подобранные дома предложения, остальные учащиеся называют глаголы, указывают их переходность или непереходность.

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию (текст, алгоритм в схему) и представлять ее разными способами.

2. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.

3.  Владеть разными видами аудирования.

 

 

ТОУУ

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

ТОУУ

 

 

 

IV. Формулирование целей урока.

 

– На основе выполненных заданий сформулируйте цель урока.

 

Регулятивные УУД:

1.  Формулировать цель урока.

V. Развитие учебно­языковых умений.

 

Работа в группах.

1. – Определите, переходными или непереходными являются глаголы, и выпишите их группами (текст представлен на слайде или раздаётся на карточках).

На стройке ль ты прилаживаешь камень, –

Приладь его на век,

Чтобы твоими умными руками

Гордился человек.

Растишь ли сад, где вечный голод плакал,

Идёшь ли на поля, –

Работай так, чтоб от плодов и злаков

Ломилась вся земля. (М. Исаковский)

Одну из тетрадей ученики передают в другую группу для взаимопроверки.

Коллективное обсуждение результатов.

2. Диктант с грамматическим заданием.

Записать под диктовку:

Всё небо заволокли тёмные тучи. Покажется солнце и вновь скроется за тучами. Ветер воет, свистит в ушах, сотрясает снасти, гнёт их. Матросы держатся за них. Когда волна обдаёт их брызгами, они отряхиваются от воды и смотрят на мостик. Там стоит капитан. Он не спал всю ночь и хочет отдохнуть, но прежде отдаёт распоряжения. «Убрать паруса!» – приказывает он. Матросы выполняют приказ.

(По К. Станюковичу)

Задание: обсудить в группах орфограммы, знаки препинания, над переходными глаголами поставить букву п, над непереходными – букву н.

3. «Буквенный» диктант.

Не записывая словосочетаний, указать переходность­непереходность глаголов буквами п и  н.

Реяли на ветру, услышал предание, увидите растения, видел извержение, заклеил конверт, не участвовал в экспедиции, не увидел ошибки, ребёнку нездоровилось, затеял ссору, растаял на солнце, зависел от времени, построили каток, повеял с высоты, почуял запах.

Самопроверка с помощью слайда: н п п п п н п н п н н п н п.

4. Творческое задание.

– Придумайте и запишите по 5 словосочетаний в два столбика: первый – с переходными глаголами, второй – с непереходными.

Проверка коллективная.

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

Личностные результаты:

Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

 

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Самостоятельно решать учебные задачи.

 

ТОУУ

 

VI. Итог урока.

 

– Чему учились на уроке?

– Что показалось самым трудным? а интересным?

 

- Вспомните, какую задачу поставили на уроке? К какому решению пришли?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

        

1. Упр. 546.

2. Словарное слово записать в словарик.

 

 

 

[ Скачать с сервера (53.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.