Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 145 Тема: Глаголы переходные и непереходные

УРОК 145

 Тема: Глаголы переходные и непереходные

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: использовать умения аудирования; извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм, таблицу), анализировать, сравнивать, делать выводы.

6ЛР: распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними.

3ЛР: составлять рассказ на лингвистическую тему.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Устный рассказ на лингвистическую тему.

Проводится по домашнему упр. 543 – развитие устной учебно­научной речи.

Учащиеся выступают с сообщениями по теме «Способы словообразования глаголов».

Самооценивание или взаимооценивание по алгоритму самооценки.

2. Взаимодиктант: один ученик диктует подготовленные дома примеры глаголов, образованных разными способами, остальные записывают их в столбики в зависимости от способа словообразования. Работу проводят 3–4 ученика. Проверка коллективная.

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

2. Выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

ТОУУ

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным, детальным).

2. Анализировать, подводить объекты (языковые факты) под модели, группировать.

 

 

III. Введение в тему с постановкой проблемы урока.

 

 

Учитель может воспользоваться презентацией  (см. prezent_rus_5kl_ur145) или проводить работу по предложенному ниже плану.

 

1. – Назовите среди признаков глагола новые для вас: спряжение, время, переходность, число, лицо, непереходность, род.

– Запишите эти слова. Прочитайте тему урока § 67.

– Какие возникают вопросы?

2. Актуализация изученного.

Работа по вопросам после названия § 67.

3. Проблемный вопрос урока.

Формулируется учениками после выполнения заданий рубрики «Определяем проблему урока»: подчёркивают сказуемые, выписывают только словосочетания с дополнениями, устанавливают, что не при всех глаголах есть дополнения, среди словосочетаний есть словосочетание  с предлогом и без предлога.

Проблемный вопрос: «Какие это глаголы: переходные или непереходные, как это определить?»

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему (цель, задачи) урока.

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Образование форм глагола видеть в сочетании с дополнением в В.п. без предлога.

– Как называется такое дополнение? (Прямым.)

2. Работа над определением в рамке.

а) Чтение определения.

– Какую новую информацию вы получили?

– Из скольких частей состоит это определение?

– Сколько признаков обязательно должно быть у дополнения, чтобы глагол был переходным?

– Только ли в винительном падеже может быть дополнение при переходном глаголе?

– Какое место в таблице «Глагол как часть речи» займёт новый морфологический признак глагола? Дополните таблицу  изученным признаком..

 


 

б) Проверка понимания: ответы на вопросы после текста в рамке.

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное, преобразовывать информацию, представлять информацию в разных формах (таблица).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

 

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

1. Упр. 545 – развивается умение отличать переходные и непереходные глаголы, устно и графически объяснять свой выбор.

1) Коллективно составляется алгоритм. (См. материал предметного диска – алгоритм определения переходности/непереходности глагола к  п. 67).

 

а) Найти глагол в предложении.

б) Установить, возможно ли дополнение при нём.

По алгоритму разбираются 2–3 примера под руководством учителя, затем выполняется упражнение самостоятельно.

2) Словарная работа (слово ракета).

– Отгадайте загадку:

Закручу, зажурчу,

В космос улечу.

                         (Ракета.)

– Найдите это слово в рамке упр. 546.

– Как вы объясните значение слова ракета? Один­два ученика работают с «Толковым словарём» С.И. Ожегова, проверяют предположения учащихся. (1) Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе. Сигнальная ракета.
2) Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. Боевая р. Космическая р. Крылатая р. 3) Быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях. Плыть на ракете.)

– Сколько значений имеет это слово? Как называется такое слово? (Многозначным.)

– Подберите однокоренные слова разных частей речи. (Ракетный (прил.), ракетница (сущ.), ракетоносец (сущ.), ракетчик (сущ.).)

– Составьте предложение с любым из однокоренных слов. (На космодроме состоялся запуск ракеты.)

2. Записать под диктовку предложения, обозначить графически переходность глаголов и падеж зависимых слов.

1) Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех кладёт кирпич. 2) Он выкладывает стенку, строит дом для москвичей. 3) Грузовик подвозит доски, ходит кошка вся в извёстке. 4) Вот маляр идёт с ведром. Мы идём за маляром, мы подходим к штукатуру. 5) Все бригадиры знают Юру – Юра въедет в этот дом. (А. Барто)

3. Творческий диктант.

а) Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте переходные глаголы буквой п, непереходные –  буквой н.

Строить (что?); поднимать (что?); не размешал (чего?); подавать (что?); помогать (кому?); стоять (на чём?); руководить (кем?); не чувствовать (чего?);

б) Составьте и запишите словосочетания с глаголами белеть – белить, чернеть – чернить, синеть – синить. Укажите переходность глаголов.

– Какую закономерность вы заметили? (У переходных глаголов – суффикс ­и­, у непереходных – суффикс ­е­.)

Взаимопроверка задания.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм).

4. Владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

VI. Итог урока.

 

– Прочитайте ключевые слова урока. Дайте толкование каждого из них.

– Найдите ошибки в определении переходности глаголов (представлены на слайде):

1) Постучались в дверь (непереходный).

2) Открыл дверь (переходный).

3) Спросил их (непереходный).

4) Открыл им (переходный).

5) Отвечают мне (непереходный).

Ошибки в п. 3 и 4.

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.           

 

1. Составить схему­опору для определения переходных и непереходных глаголов.

2. Н. Придумать предложение, в котором встречаются 2–3 глагола, определить, переходными или непереходными являются глаголы.

П. Подобрать из учебников по другим предметам предложения, в которых встречаются переходные и непереходные глаголы.

 

 

 

[ Скачать с сервера (83.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.