Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 144 Тема:Способы образования глаголов

УРОК 144

 Тема:Способы образования глаголов

 

Тип урока. Урок обобщения и углубления изученного, развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова).

М/к: договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, оформлять свои мысли в устной форме.

6ЛР: определять способ словообразования глаголов, различать приставочный и приставочно­суффиксальный способы словообразования.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

 

Письмо по памяти:

И ещё два ерша нацарапали спеша извещение о том, что река покрылась льдом. (Г. Сапгир)

– Сверьте свои записи (выведены на слайде с помощью компьютера или записаны на закрывающейся части доски), объясните постановку запятой, составьте схему предложения.

– Произведите фонетический разбор: I вариант – ерша, II вариант – льдом, III вариант – ещё.

– Укажите, каким способом образованы глаголы в предложении: нацарапали, покрылась. Разберите их по составу.

 

 

 

ТОУУ

 

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, обобщать.

 

 

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

 

1. Словарно­орфографическая работа.

Записать глаголы под диктовку в столбик, обозначить орфограммы: позвонить, избаловать, вскипятить, напечатать, приобрести, преследовать, рассчитать.

– Графически обозначьте способ образования глаголов.

– Сколько видов орфограмм в приставках вам встретилось? (Три вида.)

2. – Приведите примеры слов на каждый вид приставки из домашнего задания.

– Каково значение приставок? Как вы определили это значение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть навыками аудирования, приемами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать текст на основе таблицы).

 

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

 

 

– Продолжите ряд ключевых слов, опираясь на схемы: приставочный….

 


                               

Регулятивные УУД:

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

V. Развитие учебно­языковых умений.

 

1. Упр. 541, 542 – наблюдение над способами словообразования глаголов. Работа проводится  в группах.

– Составьте краткий отчёт по итогам работы.

 

Задания выведены на слайде с помощью компьютера (см. материал предметного диска – план работы в группах по теме «Способы образования глаголов» к п. 66), или можно раздать карточки для каждой группы.

1) Какие способы образования представлены в упр. 541 и 542?

2) Как правильно установить способ словообразования? Покажите на примерах из упражнений.

3) Какие суффиксы используются при суффиксальном способе, при приставочно­суффиксальном способе словообразования? Приведите примеры из упражнений.

4) От слов каких частей речи образуются слова суффиксальным и приставочно­суффиксальным способом?

5) Подберите свои примеры глаголов, образованных суффиксальным и приставочно­суффиксальным способом. (3–4 примера.)

6) Сделайте вывод: чем отличается приставочный способ слово­образования от суффиксального и приставочно­суффиксального?

 

Методическая рекомендация. Чтобы ученики не путали приставочный и приставочно­суффиксальный способы образования глаголов, можно использовать приём «закрытие приставки». Если приставку можно убрать («закрыть») и бесприставочный глагол существует в языке, то налицо приставочный способ словообразования глагола.

 

2. Чтение текста в рамке после упр. 542.

– Представьте текст в виде опорной схемы.

 

             

 

– Проверьте, как нужно графически обозначать способ образования глаголов.

– Внесите необходимые исправления и добавления в свои записи.

– Производными или непроизводными являются глаголы, образованные любым из названных вами способов? Своё мнение объясните.

3. Выборочное списывание.

– Найдите и выпишите глаголы, образованные приставочно­суффиксальным способом.

 

 

Заберёт, обходить, соединять, обскачет, выбрать, ограничить, улетучиться, узаконить, оживить.

Взаимопроверка по образцу на доске:

                         соединять                        единый

                         улетучиться   летучий

                         узаконить                        закон

                         оживить                           живой

Учитель комментирует слово улетучиться, при образовании которого используются два суффикса: ­и­ и ­ся. П. Можно сказать, что ­ся – это особый возвратный суффикс (постфикс)?

4. П. (по текстам, подобранным учениками самостоятельно дома).

Один из учеников читает свой текст, другие выписывают глаголы, определяют способ словообразования глаголов.

– У каких глаголов вы не назвали способ словообразования?
(У непроизводных типа бежать, сказать и др.)

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (план) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять текст, схему).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, схема).

 

 

 

Коммуникативные УУД:

 

1. Договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

 

2. Формулировать собственное мнение, приходить к общему решению.

 

3. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

 

4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

 

VI. Итог урока.

 

– Задайте вопросы по теме урока.

Оцените работу своей группы на уроке, опираясь на алгоритм самооценки.

Учитель выставляет оценки на основе решения капитанов команды (группы).

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

1. Упр. 543 (устный рассказ на лингвистическую тему).

2. Придумать задание по теме урока.

 

 

 

[ Скачать с сервера (72.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.