Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 143 Тема: Способы образования глаголов

УРОК 143

 Тема:  Способы образования глаголов

 

Тип урока. Урок обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах, и преобразовывать её (схема, ключевые слова).

М/к: договариваться о совместной деятельности, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме.

6ЛР: выявлять словообразующие возможности глагольных приставок, определять значение приставок в словах.

2ЛР: устанавливать системные связи слов в словообразовательных парах, производить синонимичные и антонимичные замены.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

 

Запись под диктовку:

Рояль мог петь обо всём: о порыве человеческого духа к великому и о любви. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1. Обозначьте орфограммы.

2. Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему.

3. Выпишите и разберите все словосочетания.

4. Сделайте фонетический разбор слова рояль.

5. Укажите все известные вам морфологические признаки слов:
I вариант – петь; II вариант – мог.

 

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему).

 

 

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Блиц­опрос по теме «Что мы знаем о глаголе». (см. материал предметного диска – блиц-опрос по теме «Глагол как часть речи» к п. 65):

– Запишите только те слова, которыми можно закончить следующие предложения:

а) Глагол обозначает …        

б) В предложении глагол обычно бывает …

в) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …

г) Начальной формой глагола является …

д) Постоянный морфологический признак глагола – это …

е) Глаголы изменяются по …

ж) Суффикс ­л­  – это показатель глаголов ….

2. Словарный тренировочный диктант.

– Запишите слова в два столбика:

а) горизонт, легенда, атлет, галерея, очевидец, лицо;

б) маршрут, оптимизм, рекорд, философ, ель, медальон, активный.

– Найдите в каждом столбике лишнее слово. Почему вы так решили? (Лицо, ель – не словарные слова.)

 

 

ТОУУ

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть навыками аудирования, приемами отбора и систематизации материала.

 

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

 

 

– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Глагол, морфема.) Сегодня на уроке они являются ключевыми словами.

– Рассмотрите схемы, дополните группу ключевых слов и сформулируйте тему урока:

 

 

– Какова будет цель урока?

 

Регулятивные УУД:

1. Формулировать тему урока.

2. Определять цель урока и характер деятельности.

V. Развитие учебно­языковых умений.

 

1. Вопросы для повторения после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

Работа в группах.

Задание: ответить на вопросы и представить результаты в виде схемы, таблицы.

Вспомните, какие глагольные суффиксы входят и не входят в основу глагола. (см. материал предметного диска – сведения из начальной школы «Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу» к п. 65):

2.  Упр. 539 – наблюдение над словообразующей ролью глагольных приставок в тексте.

Ученики самостоятельно читают задание, формулируют цель упражнения: найти глаголы в тексте, образованные приставочным способом, выявить значение приставок.

После выполнения делают вывод о приставочном способе образования глаголов и значении приставки за­ (начало действия).

3. Диктант с грамматическим заданием.

a) Записать глаголы в столбик: прошептать, написать, закричать, осмотреть, поговорить, заплакать, переспросить, досказать, помечтать, подсохнуть, прошагать, предписать, обходить, сжечь, отдыхать, поддерживать, помчаться, сберечь, подтаять.

б) Указать производящие основы и способ словообразования глаголов, обозначить орфограммы в приставках.

– Какой глагол лишний? (Отдыхать.) Почему? (Образован не приставочным способом, а суффиксальным.)

в) Подчеркнуть глаголы звучания синим карандашом, а глаголы движения – зелёным.

Взаимопроверка.

4. Творческое задание.

Заменить глаголы первого столбика синонимами, а второго – антонимами с приставками на з–с, обозначить орфограммы в приставках.

Образец:

 

                         употреблять                 работать

                         забавляться                                   успокоиться

                         беседовать                                     сбежаться

                         думать                                              сжиматься

                         реставрировать                          расплакаться

5. Слуховой диктант.

Из предложений выписать глаголы с приставками, определить значение приставок. Подобрать по три глагола с такими же приставками.

а) Тугие верёвочные провода задрожали, загудели. Ветер зашумел и погнал зелёные волны.  (А. Гайдар) (Начало действия: запел, закричал, побежал.)

б) Но вот острые прямые лучи прожектора поблёкли, погасли.
И это, конечно, не солнце зашло за тучу. Это разгромленная вражья эскадра шла ко дну
.
(А. Гайдар) (Окончание действия: поставили, поникли, повыжгли.)

6. Игра «Найди слово, которое образовано приставочным способом»:

1) а) восстановление; б) подрубить; в) пригорок; г) степной;

2) а) подснежник; б) сопротивляться; в) иссушить; г) сговорчивый;

3) а) зашить; б) поднебесный; в) подстаканник; г) пребывание.

А теперь – игра «Наоборот».

– В каком слове нет приставки: а) пересолить; б) намереваться;
в) надрывать; г) надумать?

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, систематизировать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах, и преобразовывать её из одной формы в другую (схема, таблица).

3. Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).

 

Коммуникативные УУД:

 

1. Договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, осуществлять взаимный контроль.

 

2. Формулировать собственное мнение, приходить к общему решению.

 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

 

4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

 

VI. Итог урока.

 

– Какую цель ставили на уроке? Какого результата достигли? (Рассматривали только приставочный способ словообразования.)

– От слов какой части речи образуются глаголы приставочным способом?

– Ученику предложили записать глаголы, образованные с помощью приставок. Вот что у него получилось (глаголы записаны на доске): улететь, списать, затеять, нарисовать, заехать,  восхитить, ударить. Правильно ли выполнил задание ученик? Свой ответ обоснуйте. (В словах затеять, восхитить, ударить нет приставок, так как нет соответствующих бесприставочных глаголов теять, хитить, дарить.)

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

1. Н. Упр. 540.

2. П. Подобрать текст из трёх­четырёх предложений, в которых встречаются глаголы. Определить способ образования глаголов.

 

 

 

[ Скачать с сервера (67.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.