Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Языковая разминка (на основе домашнего задания).
| 1. Ученики предлагают свои варианты заданий. Коллективное обсуждение и выбор наиболее интересных вариантов. Остальные варианты учитель собирает и может использовать в дальнейшей работе. 2. Один-два ученика читают свои сочинения-рассуждения. Класс слушает, рецензирует ответы. Взаимооценка.
| Коммуникативные УУД: 1. Владеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников. ТОУУ
|
III. Постановка проблемы урока.
| Работа по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» или опора на презентацию (см. prezent_rus_6kl_ ur13). После установления сходства (имена существительные, во всех словах есть ц) и различий (разные буквы и и ы после ц) ученики формулируют учебную проблему: в каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы? | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Открытие новых знаний.
| 1. Продолжается работа по учебнику (или используется презентация). Учитель ведёт диалог с опорой на вопросы (используется подводящий диалог). Предложенный в учебнике материал можно использовать и для побуждающего диалога. В этом случае никаких графических обозначений условий выбора орфограммы не даётся, слова просто записаны в три столбика (лучше вначале без исключений). Учитель задаёт вопросы: – Сравните записи в каждом столбике. – Почему слова так сгруппированы? (В 1-м столбике пишется и, во 2–3-м – ы). – Какие будут предположения о выборе этих букв? (В разных частях слов.) – Определите часть речи у записанных слов. Что вы можете сказать? – Проверьте себя по материалу для наблюдений в учебнике (упр. 72). Сравните с той информацией, которая представлена на слайде (доске), найдите отличия (есть исключения, когда в корне после ц пишется ы). – Сформулируйте правило написания букв и, ы после ц самостоятельно. 2. Чтение правила в рамке, сравнение с собственной формулировкой. – Назовите опознавательный признак изученной орфограммы. – Как вы думаете, почему в названии орфограммы не указана часть речи? (Это написание возможно в разных частях речи.) – Какое условие является основным при выборе написания букв и, ы после ц? (Часть слова.) Составьте схему орфограммы. Сравните с графической моделью орфограммы (см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы и, ы после ц» к § 6). Графическая модель орфограммы «Буквы и, ы после ц».
– Запишите на основе правила ключевые слова. (Орфограмма, буквы ы, и после ц, часть слова.) – Сравните их с ключевыми словами в конце темы. Чем можно дополнить ключевые слова в конце темы? (Орфограмма-буква гласного ы, и, часть слова.)
| Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель).
|
V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.
| Упр. 73 – развивается умение находить изученную орфограмму в словах, объяснять условия выбора букв и, ы после ц. Выполняется устно, по рядам, по одному примеру. Упр. 74 – развивается умение писать слова с орфограммой-буквой и, ы после ц, графически обозначать условия выбора орфограммы. Можно предложить дополнительное задание: выписывать словосочетания в столбик: с ы, с и. Письменной работе предшествует словарно-орфографическое задание: а) Найти слова под звёздочкой, уточнить, что они обозначают (сначала пытаемся объяснить самостоятельно, исходя из знаний, опыта, затем проверяем по словарю). б) Выписать словарные слова, данные в рамке (инициалы, аттракцион), найти в них все орфограммы (указать название, подчеркнуть). Упр. 75 – развивается умение опознавать слова с изученной орфограммой среди слов с другими видами орфограмм в составе предложений. Можно расставить буквы карандашом и провести взаимопроверку, затем в парах ученики выборочно диктуют друг другу по одному предложению. Самопроверка по учебнику. Затем учитель может проверить выборочно у отдельных учеников. Упр. 76 – развиваются речевые, а также учебно-языковые умения: находить в тексте слова с изученными орфограммами, выписывать предложения, в состав которых они входят. Ученики работают в группах письменно, результаты обсуждаются устно. Нужно обратить внимание на выражение основной мысли текста («филологом в широком смысле слова, то есть «любителем слова», может и должен быть каждый культурный человек»). Текст озаглавливается, заглавия обсуждаются. (Кто такой филолог? Зачем нужна филология? Филология – основа культуры и душевного богатства.) | Познавательные УУД: 1. Пользоваться разными словарями. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. 3. Анализировать, сравнивать, группировать.
ТОУУ Личностные результаты: Осознавать роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека.
Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Словарно-орфографическая работа.
| – Выпишите все слова, данные в рамках, в словарики (инициалы, аттракцион, милиция, милиционер, нарцисс, палисадник). – Какое из слов является лишним? Почему? (Палисадник: нет орфограммы-буквы и, ы после ц.) – Что значит слово палисадник? Есть ли связь со словом поле? Придумайте ассоциацию, чтобы легче можно было запомнить написание этого слова. Подчеркните все орфограммы в словах. Назовите их вид.
| Познавательные УУД: Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
|
VII. Итог урока.
| – Приведите примеры слов с изученной орфограммой.
– С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя?
| Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание.
| 1. Составить на основе правила схему (таблицу). 2. Упр. 77 (списать абзац, в котором есть три слова с изученной орфограммой). 3. Словарные слова записать в словарик. |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |