Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 138 Тема: Лексическое значение глагола. Р/р Сочинение­миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания * (

УРОК 138

 Тема: Лексическое значение глагола.  Р/р Сочинение­миниатюра повествовательного  характера с использованием глаголов звучания * (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения, задавать вопросы.

6ЛР: анализировать и характеризовать грамматическое значение «действие» и лексическое значение глаголов, группировать глаголы в соответствии с общностью их лексического значения.

3ЛР: определять роль глаголов разных лексических групп в тексте, продуцировать собственные тексты с использованием глаголов звучания.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Словарный тренировочный диктант.

 

Вообразить, оберегать, печатать, посвятить (стихотворение), пренебрегать, преподавать, преследовать, приобрести, присягать, расставаться, рассчитать.

Взаимопроверка.

 

ТОУУ

III. Введение в раздел.

 

Мотивирующий ввод в тему урока.

– Слова с каким значением мы записали в словарном диктанте? (Слова со значением «действие предмета».)

– Послушайте небольшое стихотворение и уточните, о чём пойдёт речь на уроке.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. (В.В. Волина)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

 

IV. Постановка основного вопроса урока.

 

Учитель может использовать материал предметного диска (см. prezent_rus_5kl_ur138) или проводить работу по учебнику (материал после § 64).

Ученики наблюдают за лексическим значением глаголов, выявляют разницу в общем значении «действие предмета» (конкретное действие и неконкретное действие), формулируют проблему урока и сравнивают с формулировкой в учебнике. После этого можно провести работу над названием нового раздела.

– Прочитайте названия раздела, параграфа и урока. В каком из названий есть подсказка к ответу на вопрос урока? (Слова со значением «действие или состояние» предмета.)

– Как бы назвали действие, обозначенное словами во 2­м столбике в предыдущем задании? (Состояние предмета.)

– Ответьте на вопрос перед рубрикой «Определяем проблему урока». (В какой части слова содержится его основное лексическое значение?)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

V. Открытие новых знаний.

 

1. Наблюдение над лексическим значением глаголов.

а) Упр. 527 – наблюдение над глаголами с общим значением «движение».

Работа по заданиям в учебнике.

– Сформулируйте вывод: что объединяет выделенные жирным шрифтом глаголы (сравните с другими глаголами в тексте), и определите,  какую роль они выполняют в тексте.

б) Упр. 528 – наблюдение над группами глаголов с разным лексическим значением.

– Какие лексические значения глаголов вы узнали, выполнив
упр. 528?

– О каком ещё значении глагола мы говорили в начале урока? (Состояния предмета.)

2. Работа с текстом в рамке после упр. 528.

– О каких лексических значениях глаголов вы уже знали до прочтения текста в рамке? (Движения, существования, речи, состояния.) Приведите примеры.

– О каких ещё значениях узнали? (Звучания, процесса, мысли.) Приведите свои примеры.

 

3. Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. материал предметного диска – схема-опора «Лексическое значение глагола» к п. 64).

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать.

2. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

3. Ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

 

  VI. Развитие учебно­

языковых и речевых умений.

 

Упр. 529 – развивается умение находить глаголы в тексте, определять их роль, выявлять лексическое значение глаголов, сравнивать глаголы движения в русском и изучаемом иностранном языке.

Упр. 530 – сочинение­миниатюра с использованием глаголов звучания.

а) Подготовительная работа.

– Вспомните, в чём особенность текста­повествования. Определите тему и основную мысль вашего текста. («Гроза», «Осенний ветер» …)

– Какие возможные глаголы звучания вы используете? (Петь, говорить, кричать, свистеть, стонать, шуметь, шуршать, греметь, шелестеть и др.)

– Помните, что глаголы звучания – одно из средств создания настроения.

– Послушайте, как поэт использовал их в весёлом стихотворении «Я учу глаголы».

–  Какие глаголы звучания он употребил?

Я пришёл из школы,                                             Открываю: наш сосед…

Я учу глаголы…                                                       (Он живёт под нами)

Мне их выучить – пустяк!                Не причёсан, не одет –

У меня свой метод!                                             В тапках и пижаме.

Применяется он так,                                         Он кричит:

Новый метод этот;                                           – Прошу прощенья!

«Кричать» – кричу,                                              Это что – землетрясенье?

«Вертеть» – верчу,                                             Или, может быть, слоны

«Прыгать» – прыгаю,                                        Надо мной  поселены?

«Двигать» – двигаю.                                          – Уважаемый сосед!

Я и прыгал! Я и двигал!                                       Никого в квартире нет.

Я и топал! Я и пел!                               Я пришёл из школы

Пел, пока у нас в прихожей                              И учу глаголы…         

Вдруг звонок не зазвенел!..                                                 (В. Воскобойников)

 

б) Написание работы.

в) Проверка 3–4 сочинений­миниатюр (по желанию).

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

 

Коммуникативные УУД:

1. Создавать собственный текст соответствующего стиля и жанра.

 

2.  Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста.

 

3. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

4. Редактировать письменное высказывание.

 

VII. Итог урока.

 

– Назовите ключевые слова темы.

– Что нового узнали на уроке?

– Чему учились на уроке?

- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

- Какие универсальные умения вы использовали на уроке для решения проблемы?

- Оцените свою работу на уроке.

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII.  Домашнее задание.

 

1. На основе текста в рамке составить схему.

2. Упр. 531.

 

 

 

[ Скачать с сервера (57.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.