Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 131 Тема: Раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях­существительных.

УРОК 131

 Тема: Раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях­существительных.

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять взаимодействие в паре и группе, оказывать взаимную помощь и корректировать результаты работы.

6/4ЛР: правильно писать отрицательные местоимения­существительные (с предлогом и без предлога), отличать отрицательные местоимения­существительные от неопредёленных.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

 

I. Оргмомент.

 

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

 

II. Словарно­

орфографическая работа.

 

 

 

Работа со словом в рамке к упр. 514 равнина.

Равнина – ровная, без высоких холмов земельная поверхность.

– Можно ли это слово проверять словом ровный? Почему?

Методическая рекомендация. Данное написание относится к разряду слов с чередованием (исключение), которые в 5­м классе не изучаются. Но учитель может дать объяснение, если сочтёт нужным.

 

«Правописание корней ­ровн­ и ­равн­ зависит от смысла. Ровным мы называем всё прямое, гладкое. Если надо сделать что­то прямым и гладким, то мы говорим: подровнять, сровнять, разровнять. А если предметы в чём­то одинаковые, похожие, то мы употребляем корень ­равн­. (Они равны по возрасту.) Но равнина – исключение. Как его объяснить? Для равнины нужно, чтобы место было не просто без бугров и колдобин, а горизонтально плоским, то есть чтобы все её точки были на равном расстоянии от уровня моря. На равном! Поэтому она – равнина». (В.В. Волина)

 

Работа проводится в соответствии с методическими рекомендациями: зрительное восприятие слова – орфографическое чтение с послоговым проговариванием – запись с послоговым проговариванием – постановка ударения – фонетическое чтение слова – нахождение орфограмм и их обозначение – объяснение лексического значения слова – подбор однокоренных слов различных частей речи  – включение слова в словосочетание или предложение (русские равнины, равнинная местность).

 

 

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии.

 

 

III. Языковая разминка.

 

– Записать предложение под диктовку, обозначив орфограммы:

Пошёл кочан на стрижку, остригся в кочерыжку.  (О. Григорьев)

 

1. – Произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить схему.

2. Выписать одно-два словосочетания, обозначить главное слово.

3. Найти однокоренные слова, разобрать их по составу (стрижка, остригся).

4. Фонетический разбор слова пошёл [пашо,л].

 

Познавательные УУД

1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему,  находить информацию по схеме).

 

2. Анализировать, синтезировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической  речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

 

 

IV. Формулирование темы и целей урока.

 

– Послушайте правило­«подсказку» и сформулируйте цели урока.

Вот это выучи старательно:

В местоименьях отрицательных,

Когда предлог стоит внутри,

Слов пишем не одно, а три.

                                      (И. Михайлова)

– В каких ещё случаях «слов пишем не одно, а три»? (В неопределённых местоимениях с приставкой кое­.) Попробуйте сами придумать рифмованное правило­«подсказку».

Задание можно выполнить дома по желанию.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

 

V. Развитие учебно­языковых, речевых и орфографических умений.

 

1. Взаимодиктант.

Проводится по материалам самодиктанта, подготовленного дома. Один из учащихся диктует классу отобранные им дома слова с орфограммами в неопределённых и отрицательных местоимениях­существительных.

После записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов). Далее работы сдаются на проверку учителю.

Возможен и другой вариант: взаимодиктант в парах.

 

2. Тренировочные упражнения.

a) Упр. 512 (осложнённое списывание) – развивается умение писать отрицательные местоимения­существительные с предлогами и без предлогов, а также слова с другими видами изученных орфограмм в составе предложений.

Работа проводится в группах. Возможно проведение как предупредительного диктанта внутри групп по цепочке.

б) Упр. 513 – развитие письменной речи учащихся: конструирование предложений с прямой речью и обращением на основе словосочетаний с отрицательными местоимениями­существительными.

Взаимопроверка и выборочная проверка учителем.

 

3. Самостоятельная работа учащихся по изученной теме.

ТСР, самостоятельная работа № 13, I или II вариант – по выбору учащихся.

I вариант – задания № 2 (А), № 4 или проверочная работа

№ 13, А.

II вариант – задания № 2 (Б), № 4 или проверочная работа

№ 13, Б.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Извлекать информацию из словарей.

 

Коммуникативные УУД

1. Работать в парах, группах, строить совместное обсуждение (задавать вопросы, вырабатывать решения).

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), корректировать его.

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

VI. Итог урока.

 

– Задайте вопросы по теме урока.

Возможные вопросы:

– Какие местоимения называются отрицательными?

– Как образуются отрицательные местоимения­существительные?

– Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не­, когда ни­?

– В каком случае местоимения с не и ни пишутся раздельно?

– Как изменяются отрицательные местоимения­существительные?

– В чём особенность отрицательных местоимений некого и нечего?

 

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

1. Упр. 514.

2. Словарное слово записать в словарик.

 

 

 

[ Скачать с сервера (56.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.