Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент.
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II. Словарно орфографическая работа.
| Работа со словом в рамке к упр. 514 равнина. Равнина – ровная, без высоких холмов земельная поверхность. – Можно ли это слово проверять словом ровный? Почему? Методическая рекомендация. Данное написание относится к разряду слов с чередованием (исключение), которые в 5м классе не изучаются. Но учитель может дать объяснение, если сочтёт нужным.
«Правописание корней ровн и равн зависит от смысла. Ровным мы называем всё прямое, гладкое. Если надо сделать чтото прямым и гладким, то мы говорим: подровнять, сровнять, разровнять. А если предметы в чёмто одинаковые, похожие, то мы употребляем корень равн. (Они равны по возрасту.) Но равнина – исключение. Как его объяснить? Для равнины нужно, чтобы место было не просто без бугров и колдобин, а горизонтально плоским, то есть чтобы все её точки были на равном расстоянии от уровня моря. На равном! Поэтому она – равнина». (В.В. Волина)
Работа проводится в соответствии с методическими рекомендациями: зрительное восприятие слова – орфографическое чтение с послоговым проговариванием – запись с послоговым проговариванием – постановка ударения – фонетическое чтение слова – нахождение орфограмм и их обозначение – объяснение лексического значения слова – подбор однокоренных слов различных частей речи – включение слова в словосочетание или предложение (русские равнины, равнинная местность).
|
Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии.
|
III. Языковая разминка.
| – Записать предложение под диктовку, обозначив орфограммы: Пошёл кочан на стрижку, остригся в кочерыжку. (О. Григорьев)
1. – Произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить схему. 2. – Выписать одно-два словосочетания, обозначить главное слово. 3. Найти однокоренные слова, разобрать их по составу (стрижка, остригся). 4. Фонетический разбор слова пошёл [пашо,л].
| Познавательные УУД 1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему, находить информацию по схеме).
2. Анализировать, синтезировать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.
|
IV. Формулирование темы и целей урока.
| – Послушайте правило«подсказку» и сформулируйте цели урока. Вот это выучи старательно: В местоименьях отрицательных, Когда предлог стоит внутри, Слов пишем не одно, а три. (И. Михайлова) – В каких ещё случаях «слов пишем не одно, а три»? (В неопределённых местоимениях с приставкой кое.) Попробуйте сами придумать рифмованное правило«подсказку». Задание можно выполнить дома по желанию. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока.
|
V. Развитие учебноязыковых, речевых и орфографических умений.
| 1. Взаимодиктант. Проводится по материалам самодиктанта, подготовленного дома. Один из учащихся диктует классу отобранные им дома слова с орфограммами в неопределённых и отрицательных местоименияхсуществительных. После записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов). Далее работы сдаются на проверку учителю. Возможен и другой вариант: взаимодиктант в парах.
2. Тренировочные упражнения. a) Упр. 512 (осложнённое списывание) – развивается умение писать отрицательные местоимениясуществительные с предлогами и без предлогов, а также слова с другими видами изученных орфограмм в составе предложений. Работа проводится в группах. Возможно проведение как предупредительного диктанта внутри групп по цепочке. б) Упр. 513 – развитие письменной речи учащихся: конструирование предложений с прямой речью и обращением на основе словосочетаний с отрицательными местоимениямисуществительными. Взаимопроверка и выборочная проверка учителем.
3. Самостоятельная работа учащихся по изученной теме. ТСР, самостоятельная работа № 13, I или II вариант – по выбору учащихся. I вариант – задания № 2 (А), № 4 или проверочная работа № 13, А. II вариант – задания № 2 (Б), № 4 или проверочная работа № 13, Б.
| Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи. 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. 3. Извлекать информацию из словарей.
Коммуникативные УУД 1. Работать в парах, группах, строить совместное обсуждение (задавать вопросы, вырабатывать решения). 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), корректировать его.
ТОУУ
|
VI. Итог урока.
| – Задайте вопросы по теме урока. Возможные вопросы: – Какие местоимения называются отрицательными? – Как образуются отрицательные местоимениясуществительные? – Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не, когда ни? – В каком случае местоимения с не и ни пишутся раздельно? – Как изменяются отрицательные местоимениясуществительные? – В чём особенность отрицательных местоимений некого и нечего?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки). – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ |
VII. Домашнее задание.
|
1. Упр. 514. 2. Словарное слово записать в словарик.
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |