Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 127 Тема: Отрицательные местоимения­ существительные* (с презентацией).

УРОК 127

Тема: Отрицательные местоимения­ существительные* (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться навыками аудирования (ознакомительного, выборочного), преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, ключевые слова), задавать вопросы, сравнивать, обобщать.

6/4ЛР: опознавать отрицательные местоимения­существительные, выявлять их морфологические признаки, правильно писать отрицательные местоимения и их формы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

 

II. Языковая разминка.

 

 

Запись под диктовку предложений:

Чайка летит, ветер гудит, шторм надвигается. Кто­то и мне машет рукой и улыбается... (Б. Окуджава)

Синтаксический разбор предложений, составление их схем.

Обозначение и группировка орфограмм.

– Найдите слово, соответствующее схеме: 

Познавательные УУД

1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему,  находить информацию по схеме).

2. Анализировать, синтезировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

ТОУУ

 

III. Формулирование темы и целей урока.

 

1. Мотивирующий ввод в тему урока.

– Послушайте грамматическую сказку «Умные спорщики». Подумайте, о чём эта сказка, и сформулируйте тему урока.

 

Умные спорщики

Собрались как­то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.

Первый начал: «В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?»

А второй и говорит: «Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком­то царстве, в каком­то государстве жил Кто­то. Пошёл он по какой­то дороге, нашёл что­то. Встретил кого­то и отдал часть. А у него что осталось?»

Третий посмеялся и сказал: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось».

«Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!»

 

– О каких разрядах местоимений­существительных идёт речь в сказке?

 

– Какой разряд уже изучили? Какой предстоит изучить?

– Запишите тему урока:

Отрицательные местоимения­существительные.

 

2. Определение цели урока.

Учитель может использовать материал для наблюдений в учебнике, § 60, после рубрики «Определяем проблему урока» или воспользоваться презентацией  (см. prezent_rus_5kl_ur127).

Работа по заданиям к упр. 501.

– Вспомните предыдущие уроки по разным разрядам местоимений­существительных, сформулируйте проблему урока и его цели: что нам предстоит узнать? (Что такое отрицательные местоимения? Каковы их морфологические признаки? Как они образуются? Как пишутся?)

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Наблюдение над особенностями отрицательных местоимений­существительных.

а) Образование отрицательных местоимений.

Работа по вопросам к материалу после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания».

б) Морфологические признаки отрицательных местоимений.

Выполнение заданий и самостоятельные выводы об особенностях склонения отрицательных местоимений­существительных.

 

в) Употребление отрицательных местоимений в речи.

Составление словосочетаний отрицательных местоимений­существительных с глаголами.

Общие выводы об особенностях отрицательных местоимений­существительных.

2. Чтение текста определения в рамке.

Обобщающая беседа по вопросам:

– На сколько частей можно разделить текст определения? (На две.) Своё мнение объясните. (Сначала говорится об образовании и значении, затем о морфологических признаках.)

– Чем отличаются местоимения с приставкой ни­ от местоимений с приставкой не­? (У местоимений некто, нечто нет именительного падежа.)

– У какого ещё местоимения также отсутствует И.п.? (У возвратного местоимения себя.)

– Как бы вы ответили на уточняющий вопрос после текста в рамке?

3. – Дополните таблицу «Морфологические признаки местоимений» новым разрядом – отрицательными местоимениями­существительными. (См. материал предметного диска – интерактивную таблицу «Морфологические признаки местоимений-существительных» к п. 60.)

 

5. Отрицательные

Падеж (некого, нечего – нет И.п.)

 

4. Продолжение наблюдений над употреблением и написанием приставок не­ и ни­.

а) Упр. 502 – осмысление пословиц, содержащих отрицательные местоимения, выявление орфографических различий у отрицательных местоимений. Обсуждение коллективное.

б) Упр. 503 – наблюдение над особенностями правописания приставок не­ и ни­.

Работа по заданиям (выпиши, поставь ударение, выдели приставку).

– Сделайте вывод: когда пишется в отрицательных местоимениях приставка не­, а когда ни­.

Сравнение самостоятельно сделанных выводов с правилом в учебнике.

5. Чтение текста правила в рамке после упр. 503.

– Каков опознавательный признак орфограммы?

– Как графически обозначаются условия выбора орфограммы? (Ставится ударение, выделяется приставка.)                     

– Составьте схему правила или его графическую модель (см. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Приставки не и ни в отрицательных местоимениях-существительных» к  п. 60).

                 √                            √

                   /                                        /

                НЕ                         НИ       (отриц.)

 

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Выделять главное, преобразовывать информацию (таблица, схема, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

3. Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее).

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической и диалогической формами речи.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

 

V. Первичное закрепление умений.

 

а) Упр. 504 – развивается умение находить орфограмму в отрицательных местоимениях, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы.

б) ТСР, самостоятельная работа № 13, задание 1: найти неопределённые  и отрицательные местоимения, обозначить разряд над ними буквой Н или О.

Проверка коллективная «по цепочке».

 

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать.

ТОУУ

 

 

VI. Итог урока.

 

– Что открыли для себя на уроке?

– Запишите ключевые слова темы.

 

– Какие были затруднения в работе?

– Как вы думаете, с чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.   

 

1. Определение и правило написания не и ни в отрицательных местоимениях.

2. Подобрать к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения: не создавал …, не обижал …, слушать …, не интересуется … (обозначить приставки, поставить ударения).

 

 

 

[ Скачать с сервера (63.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.