Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | |||
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
| |||
II. Языковая разминка.
|
Запись под диктовку предложений: Чайка летит, ветер гудит, шторм надвигается. Ктото и мне машет рукой и улыбается... (Б. Окуджава) Синтаксический разбор предложений, составление их схем. Обозначение и группировка орфограмм. – Найдите слово, соответствующее схеме: | Познавательные УУД 1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему, находить информацию по схеме). 2. Анализировать, синтезировать, делать выводы. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. ТОУУ | |||
III. Формулирование темы и целей урока.
| 1. Мотивирующий ввод в тему урока. – Послушайте грамматическую сказку «Умные спорщики». Подумайте, о чём эта сказка, и сформулируйте тему урока.
Умные спорщики Собрались както трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: «В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?» А второй и говорит: «Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В какомто царстве, в какомто государстве жил Ктото. Пошёл он по какойто дороге, нашёл чтото. Встретил когото и отдал часть. А у него что осталось?» Третий посмеялся и сказал: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось». «Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!»
– О каких разрядах местоименийсуществительных идёт речь в сказке?
– Какой разряд уже изучили? Какой предстоит изучить? – Запишите тему урока: Отрицательные местоимениясуществительные.
2. Определение цели урока. Учитель может использовать материал для наблюдений в учебнике, § 60, после рубрики «Определяем проблему урока» или воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur127). Работа по заданиям к упр. 501. – Вспомните предыдущие уроки по разным разрядам местоименийсуществительных, сформулируйте проблему урока и его цели: что нам предстоит узнать? (Что такое отрицательные местоимения? Каковы их морфологические признаки? Как они образуются? Как пишутся?)
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
| |||
IV. Открытие новых знаний.
| 1. Наблюдение над особенностями отрицательных местоименийсуществительных. а) Образование отрицательных местоимений. Работа по вопросам к материалу после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания». б) Морфологические признаки отрицательных местоимений. Выполнение заданий и самостоятельные выводы об особенностях склонения отрицательных местоименийсуществительных.
в) Употребление отрицательных местоимений в речи. Составление словосочетаний отрицательных местоименийсуществительных с глаголами. Общие выводы об особенностях отрицательных местоименийсуществительных. 2. Чтение текста определения в рамке. Обобщающая беседа по вопросам: – На сколько частей можно разделить текст определения? (На две.) Своё мнение объясните. (Сначала говорится об образовании и значении, затем о морфологических признаках.) – Чем отличаются местоимения с приставкой ни от местоимений с приставкой не? (У местоимений некто, нечто нет именительного падежа.) – У какого ещё местоимения также отсутствует И.п.? (У возвратного местоимения себя.) – Как бы вы ответили на уточняющий вопрос после текста в рамке? 3. – Дополните таблицу «Морфологические признаки местоимений» новым разрядом – отрицательными местоимениямисуществительными. (См. материал предметного диска – интерактивную таблицу «Морфологические признаки местоимений-существительных» к п. 60.)
4. Продолжение наблюдений над употреблением и написанием приставок не и ни. а) Упр. 502 – осмысление пословиц, содержащих отрицательные местоимения, выявление орфографических различий у отрицательных местоимений. Обсуждение коллективное. б) Упр. 503 – наблюдение над особенностями правописания приставок не и ни. Работа по заданиям (выпиши, поставь ударение, выдели приставку). – Сделайте вывод: когда пишется в отрицательных местоимениях приставка не, а когда ни. Сравнение самостоятельно сделанных выводов с правилом в учебнике. 5. Чтение текста правила в рамке после упр. 503. – Каков опознавательный признак орфограммы? – Как графически обозначаются условия выбора орфограммы? (Ставится ударение, выделяется приставка.) – Составьте схему правила или его графическую модель (см. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Приставки не и ни в отрицательных местоимениях-существительных» к п. 60). √ √
|
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 1. Выделять главное, преобразовывать информацию (таблица, схема, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 3. Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее).
Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической и диалогической формами речи. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
| |||
V. Первичное закрепление умений.
| а) Упр. 504 – развивается умение находить орфограмму в отрицательных местоимениях, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. б) ТСР, самостоятельная работа № 13, задание 1: найти неопределённые и отрицательные местоимения, обозначить разряд над ними буквой Н или О. Проверка коллективная «по цепочке».
|
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать. ТОУУ
| |||
VI. Итог урока.
| – Что открыли для себя на уроке? – Запишите ключевые слова темы.
– Какие были затруднения в работе? – Как вы думаете, с чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя?
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ | |||
VII. Домашнее задание.
| 1. Определение и правило написания не и ни в отрицательных местоимениях. 2. Подобрать к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения: не создавал …, не обижал …, слушать …, не интересуется … (обозначить приставки, поставить ударения).
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |