Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 124 Тема: Неопределённые местоимения­существительные* (с презентацией).

УРОК 124

 Тема: Неопределённые местоимения­существительные* (с презентацией).

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

 

М/п: пользоваться навыками аудирования (ознакомительного, выборочного), преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, ключевые слова), задавать вопросы, сравнивать, обобщать.

6/4ЛР: опознавать неопределённые местоимения­существительные, выявлять их морфологические признаки, правильно писать неопределённые местоимения и их формы.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

 

I. Оргмомент.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

 

II. Языковая разминка.

 

 

Выполняется как самостоятельная работа.

Списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания (текст может быть выведен на слайде с помощью компьютера или напечатан на карточках).

 

 

Лес

Здра_ствуй лес др_мучий лес полный сказок и ч_дес! Ты о чём шумиш_ листвою тёмной ноч_ю грозовою? Что нам шепч_ш_ на з_ре весь в р_се как в с_р_бре? Кто в глуши тв_ей т_ится? Что за зверь? Какая птица?  (С. Погореловский)

 

1. – Выпишите слова со следующими орфограммами:

– и, у, а после шипящих (чудеса);

– разделительные ъ и ь (ночью), ь после букв шипящих (шумишь, шепчешь);

– проверяемые буквы безударных гласных в корне (дремучий, грозовою, росе, серебре, твоей, таится);

– буквы чередующихся гласных в корне (заре);

– раздельное написание предлогов со словами (о чём, на заре, в росе, в серебре).

 

2. – Составьте схему первого предложения.

[  = ,       ,       ,  ...]!

 

3. – Найдите в тексте местоимения­существительные, обозначьте их разряды.

 

4. – Найдите слово, соответствующее схеме

(таится).

 

 

ТОУУ

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему, подбирать по схеме).

2. Анализировать, синтезировать, делать выводы.

 

 

Коммуникативные УУД

 Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

III. Введение в тему урока с последующей постановкой проблемы.

 

Учитель может использовать материал для наблюдений в учебнике, § 59 после рубрики «Определяем проблему урока» или воспользоваться презентацией  (см. prezent_rus_5kl_ur124).

 

1. Мотивирующий ввод в тему урока.    

– Послушайте загадку:

Некто шёл по дороге и нашёл нечто. Часть найденного он отдал кому­то, а кое­что бросил. Что у него осталось?

– Можно ли понять, о ком и о чём здесь говорится? Почему?

– Сформулируйте тему урока.

 

2. Формулирование вопросов урока.

Упр. 494 – наблюдение над значением, образованием и правописанием неопределённых местоимений.

Работа в парах по заданиям к упражнению.

Наблюдение проводится в два этапа.

Первый этап. Ученики подводят итог работы по 1­й части упражнения (тексту А.Н. Толстого).

Задания могут быть представлены на слайде.

а) – Составьте отчёт о выполненном задании по 1­й части упражнения (текст А.Н. Толстого) в любой удобной для вас форме. Сформулируйте вопросы к уроку по теме на основе выполненных заданий.

(Чем отличаются существительные от неопределённых местоимений­существительных? Как образуются неопределённые местоимения?)

 

Второй этап. Ученики подводят итог работы по 2­й части упражнения (стихотворению С. Есенина).

б) – Выпишите неопределённые местоимения из 2­й части упражнения (стихотворения С. Есенина), сравните их с местоимениями из 1­й части упражнения. Сформулируйте ещё один вопрос урока. (Как пишутся неопределённые местоимения­существительные?)

 

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

Познавательные УУД

1. Опираться в работе на современные ИКТ-технологии.

2. Преобразовывать информацию и представлять её в удобной форме.

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в парах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Чтение текста определения в рамке.

– Из скольких частей состоит текст определения?

– Задайте вопросы к каждой части. (1. Что такое неопределённые местоимения? Какие они бывают? 2. Какие грамматические признаки есть у неопределённых местоимений?)

а) Ответ на вопрос после текста в рамке.

– Какую грамматическую ошибку допустил Буратино (упр. 494)? (Он изменил неопределённое местоимение­существительное некто по падежам, а оно не изменяется.)

 

б) Дополнение таблицы «Морфологические признаки местоимений­существительных», составленной на предыдущем уроке. (См. материал предметного диска – интерактивная таблица «Морфологические признаки местоимений-существительных» к п. 59.)

 

2. Наблюдение над написанием неопределённых местоимений­существительных (после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания»).

Ученики работают по вопросам и заданиям, устанавливают закономерность.

Сравнивают свои выводы с текстами правила о слитном, дефисном и раздельном написании неопределённых местоимений.

3. Чтение текстов правил в рамках.

– Сколько видов орфограмм в этом правиле?

– Каковы опознавательные признаки для этих орфограмм? Одинаковые они или разные?

– Как выделены в правиле эти опознавательные признаки? (Шрифтом, специальным текстом в конце правила.)

– Каковы условия выбора написаний? (Те же самые: не под ударением, приставка и суффиксы, предлог.)

– Запомните правило-рифмовку о дефисном написании местоимений.

4. Составление графической модели орфограммы и сравнение с образцом, предложенном учителем или записанном на диске. (См. материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Слитное, раздельное и дефисное написание неопределённых местоимений-существительных» к п. 59.)

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД

1. Выделять главное, преобразовывать информацию (текст в таблицу, схему, модель).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

 

 

 

Личностные результаты

Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

 

 

V. Первичное закрепление, развитие учебно­языковых и правописных умений.

 

1. Упр. 495 – развивается умение изменять по падежам и правильно писать неопределённые местоимения­существительные с суффиксами ­то, ­либо, ­нибудь.

2. Слуховой диктант.

– Запишите неопределённые местоимения, которые вы обнаружите в предложении.

1) Что случилось?

2) Кто­то постучал в дверь.

3) О чём мы говорили на уроке?

4) Пусть меня кто­нибудь встретит.

5) Проси себе что только пожелаешь.

6) Кажется, в нашем доме у кого­то пожар.

7) По тёмному небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное.

– Сколько местоимений вы выписали?

– Сравните свои записи с доской. (Кто­то, кто­нибудь, у кого­то, нечто.)

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

 

ТОУУ

 

VI. Итог урока.

 

– Каким способом образуются неопределённые местоимения­существительные? (Приставочным: с помощью приставок не­ и кое­; суффиксальным: с помощью суффиксов ­то, ­либо, ­нибудь.)

– Назовите ключевое слово для раздельного написания неопределённых местоимений.

– Знакомы ли вам другие случаи, чтобы приставки и суффиксы со словами писались через дефис или раздельно?

 

 

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.   

 

 

1. Знать все неопределённые местоимения и правила их написания, уметь передать содержание текста­определения неопределённых местоимений­существительных.

2. Н. Составить три-четыре предложения с неопределёнными местоимениями­существительными.

П. Найти отрывок из художественного произведения, в котором встречались бы неопределённые местоимения­существительные.

 

 

 

[ Скачать с сервера (71.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.